Евразийский научно-исследовательский институт проблем права

YOUAH Главная
Суббота, 20 Апр 2024

Евразийский научно-исследовательский институт проблем права

Права человека в евразийском пространстве
Канатов Т.К.

Действующее в настоящее время в странах ЕАЭС законодательство в области авторского права и смежных прав состоит, главным образом, из Гражданского кодекса РФ. Действующие ко­дексы являются современными и базируются на концепции авторского права континентальной Европы. Это подтверждается следующими харак­теристиками: 1) только физические лица призна­ются в качестве авторов; 2) признание моральных прав; 3) признание права перепродажи в области изобразительного искусства; 4) дифференциация между авторскими правами и смежными права­ми; 5) срок защиты - 70 лет после смерти автора.

Как известно, в соответствии с договором о ЕЭК был учрежден ЕАЭС, который вступил в силу с 1 января 2015 года. В соответствии со статьей 5 договора Комиссия наделяется компетенцией в пределах и объемах, установленных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза. Государства-члены осуществляют скоординированную или согласованную полити­ку в пределах и объемах, установленных настоя­щим Договором и международными договорами в рамках Союза. В иных сферах экономики госу­дарства-члены стремятся к осуществлению ско­ординированной или согласованной политики в соответствии с основными принципами и це­лями Союза. Для этого решением Высшего Евра­зийского экономического совета могут создаваться вспомогательные органы (советы руководителей государственных органов сторон, рабочие группы, специальные комиссии) по соответствующим на­правлениям, и (или) даваться поручения Евразий­ской экономической комиссии по координации взаимодействия сторон в соответствующих сферах.

Необходимо отметить, что правовой базой соглашений ЕАЭС являются соглашения ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), а также иные междуна­родные договоры, что является свидетельством унификации и гармонизации законодательства охраны и защиты авторских и смежных прав в странах ЕАЭС.

Комиссия провела работу по кодификации законодательства ЕАЭС, в том числе над проектом раздела XVIII «Интеллектуальная собственность», договора о ЕАЭС и приложения № 23 «Протокол об охране и защите прав на объекты интеллек­туальной собственности» к нему. В соответствии с указанным разделом государства - члены ТС и ЕЭП осуществляют сотрудничество в сфере охра­ны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности. Основными задачами сотрудниче­ства являются:

-      гармонизация законодательства государств- членов в сфере охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности;

-      защита интересов обладателей прав на объ­екты интеллектуальной собственности государств- членов.

Наиболее приоритетные направления со­трудничества установлены в следующих сферах:

-      поддержка научного и инновационного раз­вития;

-      совершенствование механизмов коммерци­ализации и использования объектов интеллекту­альной собственности;

-      предоставление благоприятных условий для обладателей авторского права и смежных прав го­сударств-членов;

-      обеспечение защиты прав на объекты интел­лектуальной собственности, в том числе и в сети Интернет;

-      обеспечение эффективной таможенной за­щиты прав на объекты интеллектуальной соб­ственности, в том числе посредством ведения единого таможенного реестра объектов интеллек­туальной собственности государств-членов;

-      осуществление скоординированных мер, направленных на предотвращение и пресечение оборота контрафактной продукции.

В последнее время между учеными стран ЕАЭС ведется полемика касательно вопроса, что понимается под субъективными авторскими пра­вами.

Термин «авторское право» понимается в двух значениях:

1)     в объективном - совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведе­ний литературы, науки и искусства;

2)     в субъективном - совокупность субъектив­ных прав, возникающих у автора в связи с созда­нием и использованием произведений литерату­ры, науки и искусства.

Субъективное авторское право дает возмож­ность автору и иным правообладателям удовлет­ворить свои имущественные и личные неимуще­ственные (моральные) права, то есть распоря­жаться своими правами и законными интереса­ми. Государство, в свою очередь, обеспечивает гарантированную защиту прав и законных инте­ресов субъектов авторского права.

Проблема защиты субъективных авторских прав и охраняемых законом интересов требу­ет рассмотрения некоторых общетеоретических аспектов, которые сами по себе являются неодно­значными и дискуссионными, но имеют большое практическое значение для данного исследова­ния. Поэтому, чтобы наиболее полно раскрыть понятие и содержание форм защиты граждан­ских прав, необходимо уяснить сущность субъек­тивного авторского права.

Авторское право в своей основе является юри­дическим выражением осознания государством важности сохранения культуры для сохранения и развития общества. Поддержка и защита творче­ства, охрана результатов интеллектуальной дея­тельности непосредственно связаны с защитой сво­боды личности, прав человека. Таким образом, по мнению С.В. Коростелевой, независимо от особен­ностей национального законодательства в сфере авторского права системы авторского права при­знаются имеющими двуцелевое назначение. Это своего рода «двойственная реальность»: с одной стороны, содействие защите прав лиц, занятых в сфере создания произведений литературы и ис­кусства, и с другой - удовлетворение общественной потребности путем максимально возможной до­ступности произведений, охраняемых авторскими правами [7]. При этом следует соблюсти тонкий баланс между интересами автора (его произведе­ние не должно стать источником дохода третьих лиц или объектом плагиата), а также чрезмерным ограничением доступа к авторским произведе­ниям, в том числе экономического характера, это тормозит развитие общества, сдерживает эконо­мическое развитие страны, что не всегда в интере­сах государства и самого автора [9].

Авторское право как система правовых норм регулирует отношения, связанные с созданием и использованием произведений науки, литерату­ры и искусства. Словосочетание «авторское пра­во» часто используется для указания на сами субъективные полномочия авторов и других лиц (авторское право в субъективном смысле) [16].

Под субъективными авторскими правами по­нимают совокупность предоставленных автору прав (правомочий), необходимых для охраны его интересов, возникающих в связи с созданием про­изведения и использованием его обществом [11].

Вопрос о понятии субъективного права в це­лом в юридической литературе обсуждается на протяжении многих лет. К примеру, Л.К. Рафи- ева предлагает следующую классификацию мне­ний ученых-правоведов относительно субъектив­ных прав:

1)      авторы, рассматривающие субъективное право как притязание;

2)      авторы, рассматривающие субъективное право как средство обеспечения определенного поведения обязанных лиц;

3)     авторы, которые видят в субъективном пра­ве меру возможного или дозволенного поведения управомоченного лица;

4)     авторы, которые включают в него и дозво­ленность собственных действий управомоченно­го, и возможность требовать определенного пове­дения от обязанных лиц [12].

Интересна точка зрения по вопросу, касаю­щемуся понятия субъективного права, Е.Я. Мо- товиловкера. По его мнению, субъективное право представляет не меру возможного поведения, а определенную законом возможность удовлетво­рения субъективного интереса. Не каждый ин­терес сопряжен с юридическим субъективным правом, но каждое субъективное право в юриди­ческом смысле связано с законным интересом. В ином случае возможность (дозволение), которую субъективное право открывает, становится бессо­держательной, бессмысленной [10].

По мнению С.Н. Братусь, субъективное пра­во - «это мера возможного поведения, обеспечен­ная законом и, тем самым, соответствующим по­ведением обязанных лиц» [1].

«Мера возможного поведения» определяет юридическую форму субъективного права, тогда как «пользование социальным благом» составля­ет его позитивное содержание [13].

По мнению Р.О. Халфиной, субъективное право образует два вида возможностей: «опре­делять собственное поведение и требовать соот­ветствующего поведения от обязанных лиц. При этом акцентируется внимание на единстве этих двух сторон, но не на противопоставлении с точки зрения приоритета одного из них» [15].

Другие авторы считают, что субъективное право - это некая дозволенная законом мера воз­можного поведения управомоченного лица [3].

Один из виднейших цивилистов периода до буржуазных реформ XIX века Д.Н. Мейер ука­зывал на то, что право - это мера свободы лица, живущего в обществе, в пределах которой лицо может совершать известные действия [8].

Ю.С. Гамбаров понимал под правом в субъек­тивном смысле все то, что нам дается или обеспе­чивается действием того или другого объективно­го права [2].

Г.Ф. Шершеневич под правом в смысле субъ­ективном понимал обусловленную объективным правом возможность осуществления интереса [17].

О.С. Иоффе утверждал, что для государства предоставление прав различным субъектам имеет значение постольку, поскольку оно обеспечивает такое поведение обязанных лиц, которое установ­лено государством в качестве обязательного при данных обстоятельствах. Для управомоченного лица наделение его субъективными правами зна­чимо постольку, поскольку оно обеспечивает та­кое поведение других лиц, которое необходимо управомоченному при данных условиях [4, с. 216]. Также О.С. Иоффе дает понятие субъективной обязанности - это юридическое средство обеспе­чения такого поведения ее носителя, в котором нуждаются управомоченный и которое государ­ство признает обязательным.

В двусторонних гражданско-правовых отно­шениях выполнение обязанности одним из субъ­ектов, обуславливающее удовлетворение интере­сов его контрагента, непосредственно связано с осуществлением права обязанного лица, приво­дящим к удовлетворению его собственных инте­ресов [4, c. 218].

По мнению Е.У. Ихсанова, субъективное ав­торское право - это юридически обеспеченная возможность лица, создавшего произведение сво­им творческим трудом (автора), признаваться ав­тором этого произведения, избирать способ обо­значения своего авторства, охранять воплощенную в произведении творческую индивидуальность, а также использовать произведение указанными в законе способами [5]. Французский ученый Леон Дюги отрицал субъективные права как таковые, но впоследствии это суждение показало свою оши­бочность. Отрицание субъективных прав ведет к отрицанию частного права в целом. Субъективное право в отличие от объективного возникает лишь у конкретного лица и только при наличии опреде­ленных фактов, в частности, в случае создания про­изведения. Это возможность, закрепленная объ­ективным правом. Субъективные авторские права имеют исключительный характер. Под исключи­тельным характером субъективных авторских прав понимают то, что только их обладатели (автор и его правопреемники) могут решать вопрос, свя­занный с использованием произведения.

В научной литературе Германии уделялось и уделяется большое внимание субъективному авторскому праву. Его сущность заключается, с одной стороны, в том, что авторское право обе­спечивает разумное вознаграждение автору, с другой - в возможности из соображений целесоо­бразности и справедливости свободы третьих лиц совершать действия, дозволенные автору [6].

Субъективное право дает управомоченному лицу:

1)      право на совершение собственных действий;

2)     право требовать от обязанного лица совер­шения определенных действий;

3)      право на защиту [14].

На основе проведенного исследования поня­тия субъективного авторского права мы видим, что данная тема на сегодняшний день является актуальной, впереди предстоит большая работа по ее изучению.

Статья опубликована в журнале Евразийcкая адвокатура № 1 (20) 2016