Евразийский научно-исследовательский институт проблем права

YOUAH Главная » События и новости » Декабрь 2012г. » Интервью М.С. Шайхуллина и А.В. Рагулина Газете "Новые известия"
Понедельник, 14 Окт 2024

События и новости

Интервью М.С. Шайхуллина и А.В. Рагулина Газете "Новые известия"

«Решения суда ЕврАзЭС влияют на судебную практику стран-участниц»
Правоведы Марат Шайхуллин и Андрей Рагулин

Интервью М.С. Шайхуллина и А.В. Рагулина Газете "Новые известия"
http://www.newizv.ru/politics/2012-11-28/173700-pravovedy-marat-shajhullin-i-andrej-ragulin.html


 

Решение правовых споров на межгосударственном уровне требует особого рассмотрения дел. Уже почти год на территории ЕврАзЭС действует собственный международный суд, призванный разрешать конфликты, возникающие в ходе экономического сотрудничества между участниками сообщества. О первых результатах работы данного органа «НИ» рассказали директор Евразийского научно-исследовательского института проблем права Марат ШАЙХУЛЛИН (на фото слева) и руководитель центра исследования проблем организации и деятельности адвокатуры этого же НИИ Андрей РАГУЛИН.

– Как возникла сама идея создания суда ЕврАзЭС?

Андрей Рагулин (А.Р.): – Цель создания любого межгосударственного интеграционного образования, в том числе и Евразийского экономического сообщества, состоит в создании системы, обеспечивающей эффективное взаимодействие всех государств-участников. Эффективное функционирование этой системы невозможно без наличия надгосударственного судебного органа разрешения споров. Это положение вещей является общепризнанным, и представляется, что именно оно было положено в основу решения о необходимости создания суда ЕврАзЭС. С 1 января 2012 года суд начал свою фактическую деятельность.

– Кто, например, может обратиться в суд ЕврАзЭС и с какой претензией?

А.Р.: – К компетенции суда относится рассмотрение споров экономического характера, возникающих между государствами – членами ЕврАзЭС по вопросам реализации решений органов ЕврАзЭС и положений договоров, действующих в рамках сообщества. Также суд осуществляет толкование положений международных договоров, действующих на территории ЕврАзЭС, и решений органов ЕврАзЭС.

В связи с формированием Таможенного союза суд рассматривает дела о соответствии актов органов Таможенного союза международным договорам. Он рассматривает дела об оспаривании решений и действий органов Таможенного союза, разрешает споры между Комиссией Таможенного союза (КТС) и государствами, входящими в Таможенный союз, а также между государствами-членами по выполнению ими обязательств, принятых в рамках ТС.

За разрешением спора в рамках ЕврАзЭС могут обратиться государства – члены ЕврАзЭС и органы ЕврАзЭС. Кроме того, в рамках Таможенного союза суд рассматривает дела по заявлению государств – членов Таможенного союза, его органов и хозяйствующих субъектов стран-участниц.

По результатам рассмотрения заявления суд принимает решение о признании оспариваемого акта либо его отдельных положений соответствующими или не соответствующими международным договорам. Аналогичным образом выносится решение и по оспариванию действий КТС. Если акт КТС или его отдельные положения признаны не соответствующими международным договорам, то их действие приостанавливается. Такой акт или его положения должны быть приведены в соответствие с международными договорами, заключенными в рамках Таможенного союза.

При этом следует отметить, что требования о возмещении убытков или иные требования имущественного характера суд оставляет без рассмотрения.

– Сейчас этот орган не очень популярен среди предпринимателей, которые хотят добиться справедливости в вопросах, связанных с ведением бизнеса на территории стран – участниц сообщества. С чем это связано?

Марат Шайхуллин (М.Ш.): – Государства, подписавшие и ратифицировавшие договор о создании ЕврАзЭС, тем самым признали не только обязательную юрисдикцию суда по определенным спорам, но и обязательность для себя всех правоотношений, включая исполнение судебных решений, которые будут возникать при его практическом применении с участием конкретных государств.

Если предприниматели почувствовали, что им не предоставляются условия для ведения соответствующего бизнеса, они могут обратиться в этот суд, однако рассмотрение споров в сфере деятельности Таможенного союза должно опираться на проверенную временем судебную практику, которая у суда ЕврАзЭС еще только формируется. Важно, чтобы бизнес поверил в принципы правосудия. Ведь судебная система – это единственная действенная структура, обеспечивающая бизнесу специально-юридические гарантии соблюдения прав юридических лиц. В любом случае взаимодействие между предпринимательством и органами власти должно пройти этапы своего развития, окончательно сформировав пласт доверия и законности.

– Насколько, по-вашему, эффективна работа суда ЕврАзЭС на данном этапе?

А.Р.: – Эффективность деятельности суда или другого органа государственной власти проверяется временем. Сегодня с уверенностью заявить о том, что суд ЕврАзЭС эффективен или неэффективен, нельзя.

– В связи с формированием Таможенного союза компетенция суда расширилась. Привело ли это к увеличению количества рассматриваемых дел?

М.Ш.: – Увеличение количества дел зависит от того, насколько своевременно, объективно и беспристрастно будут рассматриваться и разрешаться дела. Любые рассмотренные судом ЕврАзЭС споры имеют особую значимость. Их масштабы и возможные правовые последствия несоизмеримо выше и острее любых рядовых споров хозяйствующих субъектов, так как они могут затрагивать интересы целого государства или комплекса хозяйствующих субъектов. Поэтому судебная процедура требует принятия безошибочных решений, основанных на всестороннем и полном исследовании всех обстоятельств дела.

– Суд ЕврАзЭС находится в Минске. Есть мнение, что судебная система Белоруссии не является полностью независимой. Не может ли это сказаться на доверии участников процессов к суду ЕврАзЭС?

М.Ш.: – Нахождение на территории Белоруссии никак не сказывается на независимости суда ЕврАзЭС, поскольку он не входит в судебную систему этого государства. Кроме того, определенная зависимость судебной системы от органов исполнительной власти присутствует не только в Белоруссии, но и в других государствах – членах ЕврАзЭС. Эта зависимость является следствием ряда объективных и субъективных факторов, и, несмотря на ее наличие, в целом она не может быть положена в основу утверждения о несправедливости принимаемых судами решений, хотя в отдельных случаях она и создает почву для подобных утверждений.

– Как формируется состав суда и как гарантируется независимость судей?

А.Р.: – Суд ЕврАзЭС – независимый орган судебной власти, не подчиняющийся никаким другим органам и учреждениям. В состав суда входят по два судьи от каждой из сторон – участниц ЕврАзЭС. Срок полномочий судьи – не более шести лет. Судьи назначаются и освобождаются от должности Межпарламентской ассамблеей ЕврАзЭС по представлению Межгосударственного совета ЕврАзЭС.

Судьи не могут участвовать в разрешении какого-либо дела, если ранее они участвовали в нем в качестве представителя или адвоката одной из сторон либо члена национального или международного суда, следственной комиссии. Финансирование деятельности суда осуществляется не за счет средств государств – членов ЕврАзЭС, а за счет средств бюджета ЕврАзЭС.

– Насколько создание единого судебного органа помогает интеграции стран – участниц сообщества в целом?

М.Ш.: – Представляется, что о значимости деятельности суда ЕврАзЭС, в том числе и в аспекте интеграции стран-участниц, свидетельствует то, что решения этого суда носят прецедентный характер и применяются судами общей юрисдикции и арбитражными судами уже на внутригосударственном уровне.

Более того, договором об учреждении ЕврАзЭС суд отнесен к числу органов сообщества, а обязательность исполнения его решений по спорам обеспечивается встречной обязанностью государств – членов ЕврАзЭС принимать в случае необходимости национальные нормативно-правовые акты. Это означает, что, включив в договор об учреждении ЕврАзЭС соответствующую императивную норму, государства – члены сообщества добровольно приняли на себя обязательства не только исполнять решения суда ЕврАзЭС по спорам, но и вносить необходимые коррективы в собственное законодательство. Исходя из этого, следует, что решения суда не только служат правовой основой для разрешения конкретного юридического спора и влияют на формирование национальной судебной практики, но и способствуют реформированию внутригосударственного законодательства, а также нормативной основы деятельности ЕврАзЭС. Развитие идет по пути унификации правовых норм и влияет на формирование норм международного права. Таким образом, деятельность суда ЕврАзЭС, несомненно, способствует поступательному позитивному развитию интеграционных процессов, происходящих в современном мире.

 

Ликвидация ООО в Тюмени. Быстро и надежно


Так, недвижимость в Ирпене (новостройки) сконцентрирована на территории, окруженной зелеными парковыми зонами, лесами. Недвижимость в Ирпене вся подробная информация на сайте http://areal.in.ua