Евразийский научно-исследовательский институт проблем права

YOUAH Главная » - Центр государственно-правовых исследований » Научные и учебно-методические работы сотрудников Центра » Размещенные на сайте » Шайхуллин Марат Селирович » Научная статья. К вопросу об учете традиций местного самоуправления в законодательстве стран – участниц СНГ
Четверг, 28 Мар 2024

Размещенные на сайте

Научная статья. К вопросу об учете традиций местного самоуправления в законодательстве стран – участниц СНГ

Купить детские велосипеды с ручкой – выбор заботливых родителей.Даже самая маленькая годовалая кроха может обзавестись велосипедом. Вся подробная информация на сайте http://bikemotive.com.ua

В статье рассмотрен вопрос об учете традиций местного самоуправления в правовом регулировании местного, муниципального, публичного самоуправления в странах-участниках СНГ на примере законодательства Таджикистана, Туркменистана, Армении, Азербайджана, Казахстана, Украины, Беларуси и Молдовы. Исследованы отдельные нормы законов о местном самоуправлении этих государств, по вопросу об учете исторических и иных местных традиций

Усвоение позитивного и негативного в традиции местного самоуправления, способно оказать существенное влияние на правовое регулирование, организацию и деятельность местного самоуправления не только в России, но и других зарубежных государствах. Однако кто продвинулся в этом смысле дальше, только еще предстоит выяснить.

Тем более, степень прогресса может быть доступной познанию лишь в сравнении пройденного и настоящего. С этой позиции, идея комплексного анализа традиций местного самоуправления и их влияния на нормы законодательства о местном самоуправлении стран участников СНГ, не просто актуальна, но и значима с научно-теоретичной и практической целесообразности ее внедрения в правотворческую деятельность и правоприменительную практику органов государственной власти и местного самоуправления. Тема об учете исторических и местных традиций в системе правового регулирования местного, муниципального, публичного самоуправления в странах участниках СНГ на примере законодательства отдельных государств как представляется достаточно объемна если ее рассматривать только в рамках научной статьи, поэтому мы ограничимся лишь анализом отдельных норм законодательства о местном самоуправлении некоторых государств участников СНГ по вопросу об учете исторических и местных традиций.

Так, Закон Республики Таджикистан «Об органах самоуправления в поселке и селе», закрепляет, что органами самоуправления в поселке и селе являются соответственно Джамоати шахрак и Джамоати дехот. Необходимо отметить, что в данном законе, отсутствуют нормы предусматривающие положения о том, что местное самоуправление осуществляется на основе местных традиций и обычаев. Вместе с этим, Закон Республики Таджикистан «Об упорядоченности традиций, торжеств и обрядов в Республике Таджикистан», принятый 8 июня 2007 года №272, предусматривает, что на уровне органов самоуправления создаются местные постоянные комиссии, которые имеют право: 1) контролировать  упорядочение  традиций; 2) разрабатывать  рекомендации для экономного проведения торжеств и обрядов; 3) обеспечивать взаимодействие между государственными  органами  и общественными  объединениями  по  упорядочению традиций; 4) оказывать  практическое  содействие председателям махаллей в упорядочении торжеств и обрядов; 5) пропагандировать научно - популярную литературу по упорядочению традиций, торжеств и обрядов; 6) требовать от органов государственной власти и других субъектов информацию о выполнении нормативных правовых актов по упорядочению  традиций, торжеств и обрядов.

Рассмотрим только отдельные нормы данного правового акта, которые могут влиять на традиции самоуправления и культурные традиции. Например, ст.7 указанного закона запрещает устраивать официальные приёмы в честь назначения на государственную должность, получение чина, звания, государственных наград, учёных и профессиональных степеней и ст.10 закрепляет, что церемония государственной  регистрации  брака в  джамоатах проводится  с  использованием не более 4 легковых автомашин.

В ст.7 указанного правового акта, речь идет только об официальных приемах, следовательно, говорить об утрате приемов и банкетов как традиции в честь назначения на должность или получения степени и звания, будет не совсем верным, поскольку представляется, что официальный прием по случаю того или иного торжества, предполагает соблюдение всех правил и формальностей данного мероприятия. Таким образом, с одной стороны, следует либо закрепить эти правила в нормах права, либо знать обо всех формальностях во избежание применения юридической ответственности за проведение якобы официального приема (банкета), если следовать вышеуказанному закону. С другой стороны приемы и банкеты как традиция, часто носят неофициальный характер, что граничит с неофициальными праздниками. Следовательно, за проведение неофициальных приемов по случаю назначения на ту или иную должность, граждане ответственности по данному закону нести не могут, тем более, что в данной норме речь идет только о тех гражданах, которые получили государственную  должность или звание, значит действие данной нормы, на лиц, получивших иную негосударственную должность не распространяется.

В системе местного самоуправления, для достижения эффективности действия правовых норм, должен быть обеспечен синтез традиции и правового регулирования, где неформальные правила и норма закона выступают в качестве гарантий интересов местного самоуправления.

Как справедливо отмечает, С.А. Авакьян, правила, в определенных ситуациях в практике деятельности Советов, выступают в роли своеобразных средств организации исполнения правовой нормы, сочетающейся с ней в регулировании данного общественного отношения и тесно переплетаются.

Необходимо отметить, что закрепление данной нормы, может преследовать цель противодействия традиции формирующей физиологическую привычку. Вместе с этим, полагают, что традиция формирует сложную привычку, употребление спиртного с друзьями, знакомыми и т.д., порождает физиологическую привычку.

Статья 10 указанного закона закрепляет, что церемония государственной  регистрации  брака в  органах  записи актов гражданского состояния и джамоатах проводится  с  использованием не более 4 легковых автомашин. Вместе с этим, в норме не указанно использование каких автомобилей не должно превышать 4-х, т.е., автомобилей лиц вступающих в брак, либо их родственников или автомобилей принадлежащих органам джамоата. Ведь орган местной власти, уже находится в состоянии правоотношений, где он выступает участником регистрируя гражданское состояние сочетающихся в браке. С другой стороны, если автобус или иной автомобиль по своим техническим характеристикам не входит в группу легковых автомобилей, то стоит предположить, что на свадьбу можно приехать на неограниченном количестве автомобилей не являющихся легковыми, не нарушая при этом ст.10 указанного закона. Здесь уместно процитировать Р.О. Халфину: «…правовое регулирование проявляется не только как правовое воздействие путем реализации требований правовых установлений, но и в целесообразности правовых установлений с точки зрения последствий и возможности их реализации».

В Республике Туркменистан, особое отношение законодателя к вопросам формирования и сохранения традиций местного самоуправления и их учете при осуществлении правоприменительной деятельности.

Так, Закон от 30 Новруз (марта) 2007 года № 111-III. «Об арчинах», не содержит конкретные указания о сохранении или формировании традиций местного самоуправления. Вместе с тем, в пределах своей компетенции арчин способствуют развитию народного творчества и художественной самодеятельности, проводит массовые мероприятия, связанные с государственными праздниками, знаменательными датами (ч.12 ст.9 указанного закона). Синтез традиций самоуправления и правового регулирования местного самоуправления Туркменистана, возможно усмотреть в Законе Туркменистана «О Генгеше». В частности ст.17 указанного правового акта закрепляет, что осуществляя руководство работой Генгеша, арчин содействует тесному сотрудничеству местных представителей полиции с советами старейшин на местах.

Закон «Об этрапском, городском халк маслахаты», закрепляет норму (ст.22) в соответствии с которой, член этрапского, городского халк маслахаты может быть отозван. Основаниями для этого, являются нарушение членом халк маслахаты Конституции и законов Туркменистана, нерегулярное исполнение им своих обязанностей, утрата авторитета среди населения. Последнее т.е., утрата авторитета среди населения, является не просто нормативным основанием отзыва, она показывает преемственность древним традициям местного самоуправления, которые были распространены не только в Туркменистане, но и во многих других государствах, однако в настоящее время уже в трансформированном виде.

Анализ Закона Республики Армения «О местном самоуправлении», показывает, что его нормы, скорее всего направлены на формирование новых традиций в муниципальной среде. Так, статья 16 указанного закона одним из полномочий совета сообщества закрепляет право принятия решения о присвоении или устранении звания почетного жителя сообщества гражданам Республики Армения и зарубежья. Аналогичная норма содержаться в ст.6 Закона Республики Казахстан от 23 января 2001 года № 148-II «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан».

Статья 33 закона Армении о местном самоуправлении, закрепляет, что  в сфере защиты прав граждан и хозяйствующих субъектов, главой сообщества, кроме перечисленных в законе обязательных функции, предусмотрено решение вопросов по разрешению о проведении встреч. Причем закон, не указывает каких именно. Встречи, с одной стороны могут быть формально-правовыми (т.е. порядок их проведения может быть опосредован нормативно-правовым актом), с другой неформальными т.е. регулироваться с учетом исторических традиций и обычаев городской и сельской местности. Таким образом, механизм действия данной нормы заключается в стимулировании посредством права, социальной организации субъектов, участников правовых отношений. С этой точки зрения, справедливо высказывание В.П. Казимирчука, о том, что в социологическом плане под механизмом действия права можно понимать систему социальных факторов и методов социально-правового воздействия, обуславливающих перевод правовых предписаний в правомерное и социально-активное поведение на всех уровнях: общества, коллектива, личности.

В Законе Азербайджанской Республики от 2.07.1999 г. № 698-IГ «О статусе муниципалитетов», ни чего не говорится об учете традиций и обычаев в системе организации и деятельности муниципальных органов власти в Азербайджане, однако это вовсе не означает минимизацию следования культурным традициям при отправлении власти на местном уровне. Вместе с этим, отдельные положения закона, на наш взгляд содержат косвенные указания об учете традиций, в системе организации и деятельности  муниципальных органов. Так, ст.13 указанного закона закрепляет, что определение и изменение муниципальных территорий, в том числе возникшее в них социально-экономическое положение, исторические и другие местные особенности  определения и изменения их границ при организации, объединении, отделении, реорганизации или ликвидации муниципалитетов, устанавливаются законом Азербайджанской Республики с учетом мнения населения соответствующей территории. Исходя из анализа данной нормы не совсем понятно, что законодатель имел ввиду, когда установил, что «….исторические и другие местные особенности  определения и изменения их границ при организации, объединении, отделении, реорганизации или ликвидации муниципалитетов, устанавливаются законом Азербайджанской Республики». Надо сказать, что исторические особенности не могут устанавливаться законом государства. Это выглядит по меньшей мере странно. Таким образом, данная норма на наш взгляд подлежит уточнению. Необходимо отметить, что усиленная Президентская власть, и власть государственных исполнительных органов, минимизирует как сами традиции на муниципальном уровне, так и возможности правоприменителя и правотворческих органов.

Совершенно противоположную позицию занял законодатель Республики Казахстан, в части формирования и сохранения традиций и преемственности в сфере власти и права. Так, Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года № 148-II «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан», закрепляет, что к компетенции акима относится организация работы по сохранению исторического и культурного наследия. Статья 39-2, указанного закона закрепляет, что члены местного сообщества обязаны уважительно относиться к государственному и другим языкам, традициям и обычаям народа Казахстана и способствовать их развитию. Однако следует отметить, что если государственные и другие языки можно развивать, то о развитии традиций и обычаев необходимо говорить осторожно, ибо их сущность состоит в том, что они передаются из поколения в поколение, не перерождаясь в правовую норму, но дело меняется, когда мы осмысляем трансформацию традиций, в этом смысле Казахский законодатель может быть и прав конструируя вышеуказанную норму, но по существу.

В законодательстве Украины, прослеживается следующая позиция отношения правотворческих органов, к усмотрению особенностей местного самоуправления и их учету в деятельности муниципальных органов. Так, ст.19 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине», закрепляет, что с целью учета исторических, национально-культурных, социально-экономических и других особенностей осуществления местного самоуправления, представительский орган местного самоуправления на основе Конституции Украины и в пределах указанного закона может принять устав территориального общества села, поселка, города. То есть если население выйдет с предложением принять устав поселка, то представительный орган имеет право руководствоваться в принятии устава территориального общества села и т.п., как прямо указанными в законе целями, так и собственным субъективным усмотрением в процессе принятия такого правового акта.

Пункт 49 статьи 26 указанного закона, предусматривает право советов утверждать в соответствии с законом положение о содержании, описании и порядка использования символики территориального общества. Анализ норм закона о местном самоуправлении Украины, показал, что процесс символизации самоуправления, является исключительной компетенцией правотворческого органа. В свою очередь в соответствии с п.7 ст.32 указанного закона в ведении исполнительных органов местного самоуправления находится создание условий для развития культуры, содействия возрождению ячеек традиционного народного творчества, национально-культурных традиций населения, художественных промыслов и ремесел. Вместе с этим, следует процитировать Г.В. Плеханова, который писал, что символизм действительно немаловажный фактор в истории некоторых идеологий. Но в основные причины возникновения обычаев он не годится.

В Законе Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», закреплено, что исполнительные комитеты содействуют развитию народных традиций и обычаев на подведомственной территории (п.19 ст.9). Данная норма по всей видимости отсылает к п. 5 ст.29 указанного закона, где сказано, что орган территориального общественного самоуправления вправе принимать от Советов, исполнительных и распорядительных органов, иных юридических лиц во владение и пользование историко-культурные ценности. В данном случае право стимулирует традицию, когда передача ценностей, может сопровождаться исторической традицией или вновь сформированной социальной нормой. Как справедливо отметил А.М. Айзенберг, единство и активное взаимодействие правовых и не правовых норм, обеспечивает устойчивое развитие общественных отношений в социалистическом обществе.

В контексте синтеза традиции и правового регулирования местного самоуправления, отдельного внимания заслуживает законодательство о публичном управлении Республики Молдова. Необходимо отметить, что Закон от  28 декабря 2006 года № 436-XVI «О местном публичном управлении», не содержит упоминания о местном самоуправлении как дефиниции. Однако, как и в других странах, в Молдавии законодательство о местном публичном управлении закрепляет нормы, сущность которых направлена на развитие институтов гражданского общества с учетом исторических особенностей и традиций этого государства.

В частности п.п. k. s. w. ст.14 указанного закона к основным полномочиям местных советов относит решение вопросов установления отношений сотрудничества, кооперации, в том числе трансграничных отношений, и побратимства с населенными пунктами из-за рубежа; установление дня храмового праздника соответствующего населенного пункта, присвоение особо отличившимся гражданам Республики Молдова и иностранным гражданам звание почетного гражданина села (коммуны), города (муниципия); формирование из числа своих членов, с учетом местной специфики и потребностей, специализированных консультативных комиссий по различным видам деятельности.

Статья 35 анализируемого закона, закрепляющая процедуру избрания сельского делегата предусматривает положение о том, что избрание сельского делегата производится в присутствии примара или заместителя примара соответствующей административно-территориальной единицы. Таким образом, с одной стороны данная норма это право и обязанность, с другой, она традиция, поскольку конструкция данной статьи предполагает присутствие примара при избрании сельского делегата, а если он отсутствует то его заместителя, однако если существует указание на то, что при избрании присутствует примар или его заместитель, то возможно прийти к выводу о том, что закон не определяет конкретное должностное лицо присутствующее при избрании, отдавая на откуп данную альтернативу самим должностным лицам местного публичного органа власти. К примеру закон не указывает, какой именно из заместителей примара должен присутствовать при избрании сельского старосты. Тогда как в соответствии со ст.38 Местного Закона «Об органах местной публичной власти Гагаузии», села (коммуны) и города (муниципии) имеют примара и  заместителя примара, муниципий Комрат имеет примара и двух заместителей примара, соответственно избираемых и  назначаемых  согласно закону.

В заключении, представляется возможным сформулировать вывод о том, что в правовом регулировании местного самоуправления вышеприведенных стран-участников СНГ пролеживается  нормы обеспечивающие правовые гарантии учета как мнения населения по тем или иным жизненно важным вопросам, так и местных традиций, обычаев.

Однако следует отметить, что внимание законодателя к сохранению и формированию традиций в каждом конкретном государстве пока еще минимально, если исходить из анализа конструкций правовых норм законов, что с одной стороны показывает объективность законодателя, с другой современную динамику развития общественных отношений, когда нормы права стимулируют сохранение и формирование традиций и наоборот традиции обеспечивают устойчивый баланс интересов различных социальных групп, общества и государства.

Пристатейный библиографический список

1. Авакьян С.А. Государственно-правовые нормы и обычаи: соотношение в регулировании деятельности Советов // Советское государство и  право, 1978. №8.

2. Айзенберг А.М. Правила социалистического общежития советского общества. Автореф. дис…. докт. юрид. наук. – Харьков, 1970.

3. Казимирчук В.П. Социальное действие права в условиях социализма. Автореф. дис …. докт. юрид. наук. – М., 1970.

4. Плеханов Г.В. О материалистическом понимании истории. // Избр. соч. в 5 томах. – Т.2.

5. Станисловайтис Р.И. Обычаи и традиции в механизме социального действия права. Дис …. докт. юрид. наук. - Вильнюс. 1989.

6. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. – М., 1976.

7. Суханов Обычаи, традиции, обряды как социальные явления. – Горький, 1973.

8. Халфина Р.О. О закономерностях права // Право и правотворчество: вопросы теории. – М., 1982.


 

Клиент не может “подержать в руках” то, что ему предлагают, у ваших услуг нет формы, цвета запаха, упаковки. Потребитель по-настоящему способен оценить качество только после получения услуги. (Иногда он даже этого сделать не может, например, в случае услуг по аудиту: о качестве аудита окончательно возможно судить только после проведения налоговой проверки). В связи с этим клиент сталкивается с высокой неопределенностью, что определяет большее количество факторов, влияющее на выбор услуг. Стремясь снизить риски, клиенты анализируют внешние признаки качества услуг, а именно: поведение персонала, месторасположение офиса и др. Потребительский консалтинг, вся подробная информация на сайте http://28million.ru