Евразийский научно-исследовательский институт проблем права

YOUAH Главная » - Центр международно-правовых исследований » Научные и учебно-методические работы сотрудников Центра » Размещенные на сайте » Фархутдинов Инсур Забирович » Рецензия на монографию Соколовой Н.А. Международно-правовые проблемы управления в сфере охраны окружающей среды: Монография / Отв. ред. д-р юрид. наук, профессор, заслуженный юрист РФ К.А.Бекяшев. – М.: Проспект, 2010. – 317 с.
Четверг, 25 Апр 2024

Размещенные на сайте

Рецензия на монографию Соколовой Н.А. Международно-правовые проблемы управления в сфере охраны окружающей среды: Монография / Отв. ред. д-р юрид. наук, профессор, заслуженный юрист РФ К.А.Бекяшев. – М.: Проспект, 2010. – 317 с.

Онлайн решение представляет собой решение Ваших задач в реальном времени, когда Вы находитесь на экзамене, зачёте или контрольной. Вся подробная информация тут на сайте http://easyhelp.su


 

Монография доцента кафедры международного права Московской государственной юридической академии имени О.Е.Кутафина, кандидата юридических наук Н.А.Соколовой касается международно-право-вых проблем управления в сфере охраны окружаю-щей среды. В своем предисловии к монографии профессор К.А.Бекяшев отмечает, что в названии работы необычным является термин «управление», во всяком случае, в советской и российской международно-пра-вовой литературе он до сих пор не применялся.

Только что вышедшая из печати монография (на титуле стоит год 2010) отличается новизной рассматриваемых проблем. Особую актуальность новой, знаковой в отечественной международно-правовой науке монографии придает то обстоятельство, что в настоящее время система глобального управления в сфере охраны окружающей среды становится все более сложной. И если в плане содержания и многочисленности экологических проблем такую сложность, считает автор, можно оправдать, то с точки зрения мобильности в принятии решений она весьма громоздка и недостаточно эффективна. В связи с этим предлагаются разные пути реформирования универсального механизма международного управления в сфере охраны окружающей среды: от изменения мандата и статуса Программы ООН по окружающей среде до создания Всемирной организации по окружающей среде.

В условиях глобализации мировые экологические проблемы действительно становятся, как указывает автор, все более опасными и болезненными, поскольку императив роста продолжает доминировать, интенсифицируются такие области, как транспорт и энергетика, которые весьма негативно воздействуют на окружающую среду, происходит одновременное увеличение бедности и богатства, снижаются способности национальных правительств регулировать или другим образом справляться с проблемами экологического управления (С. 5).

Какие признаки характеризуют проблему охраны окружающей среды, по мнению автора рецензируемой монографии, в качестве глобальной?

В результате целенаправленных научных исследований Н.А.Соколова приходит к следующим выводам.

Во-первых, окружающая среда объективно представляет собой целостную систему, образованную взаимосвязанностью и взаимозависимостью существующих экосистем.

Во-вторых, благоприятная окружающая среда – необходимое условие жизни всего человечества, и, следовательно, ее охрана должна рассматриваться как общий интерес и осуществляться на всех уровнях международного сотрудничества.

В-третьих, на современном этапе развития осуществляется активное правовое и организационное обеспечение международных отношений в сфере охраны окружающей среды.

В-четвертых, ухудшение состояния окружающей среды связано со многими факторами и достигает в отдельных районах катастрофического состояния, грозя экологическим кризисом.

В-пятых, вопросы охраны окружающей среды не могут рассматриваться автономно, вне связи с развитием международных отношений в иных областях, управление которыми требует учитывать необходимость соблюдения экологических стандартов. Существует и обратная связь: проблема охраны окружающей среды находится во взаимосвязи с другими глобальными проблемами, а значит, несмотря на предметное различие, их влияние должно учитываться при осуществлении международного управления в сфере охраны окружающей среды.

В-шестых, охрана окружающей среды – сфера отношений, в значительной степени зависящая от взаимодействия международного и внутригосударственного права, которое в настоящее время находится только в начале пути непосредственного содержательного согласования (постепенно происходит так называемая интернализация глобальных экологических интересов) (С. 40–41).

Монография состоит из введения, четырех фундаментальных глав, заключения и приложения (перечень международных договоров в сфере окружающей среды). Структура монографии представляется обоснованной, что позволило автору логично и последовательно раскрыть содержание темы.

Управление как процесс воздействия на объект для достижения определенных целей может осуществляться в различных системах, считает Н.А.Соколова. При рассмотрении в первой главе книги (С. 11–33) признаков и сущности международного управления отмечается, что международная система, частью которой являются международные отношения в сфере охраны окружающей среды, представляет собой особый тип социальной системы. Любая социальная система нуждается не только в поддержании своей жизнеспособности, но и в обеспечении прогрессивного развития. Эти цели достигаются посредством международного управления, осуществляемого на основе и с помощью международного права, которое в наши дни призвано выработать целостный взгляд на мир, требующий сочетания национальных интересов с защитой окружающей среды.

Опираясь на свои многолетние концептуальные исследования, Н.А.Соколова приходит к выводу, что международное управление в широком понимании – это регулирующая деятельность в целом, вся деятельность по целенаправленному воздействию со стороны субъектов международного права на международные отношения. Воздействие на отношения по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды должно осуществляться в соответствии с императивными нормами общего международного права, прежде всего его основными принципами.

Актуализирует данную тему, по мнению автора новой книги, то обстоятельство, что признаки и сущность международного управления предопределяются идеей сотрудничества государств и множества различных по природе субъектов в эпоху глобализации, когда их объективная взаимозависимость постоянно возрастает. Международное управление в сфере охраны окружающей среды предполагает интеграционный и межсекторный подход к международным экологическим проблемам, стратегическое планирование, оценку достигнутых результатов и принятие решений о внесении корректив в процесс правового регулирования международных экологических отношений.

Отталкиваясь от вышеизложенной концепции, Н.А.Соколова считает, что международное управле-ние в сфере охраны окружающей среды является средством усиления эффективности функционирования международной системы и достижения целей по обеспечению международного мира и безопасности. Международное управление как целенаправленное воздействие охватывает в целом процесс принятия решений, в первую очередь международно-правового характера – как правотворческих, проблему их имплементации и выполнения международных обязательств (С. 11).

Международное управление в сфере охраны окружающей среды автор рассматривает как вид международной управленческой деятельности, которая, в свою очередь, может осуществляться в различных областях, к примеру, управление в области сохранения биоразнообразия, управление в области климатических изменений, управление в области обращения с опасными отходами и т. д. Международное управление в отдельных областях окружающей среды решает конкретные вопросы, связанные с сохранением и рациональным использованием ресурсов, защитой среды, обеспечением безопасности и т. д.

Основным способом такого управления Н.А.Соколова считает регулирование, посредством которого государства и созданные ими международные организации и иные структуры формулируют правила, обязательные для выполнения субъектами, непосредственно занимающимися вопросами эксплуатации природных ресурсов, или разрабатывают рекомендации, которые следует принимать во внимание, чтобы повысить эффективность режима охраны. Однако термин международное управление, который используется применительно к отдельной сфере как комплексу международных отношений, в данном случае образующих сферу охраны окружающей среды, имеет более широкое содержание (С. 15).

Представляет научный интерес авторское определение международного управления в сфере охраны окружающей среды как такого воздействия на международные отношения с целью достижения и сохранения благоприятного качества окружающей среды и тем самым обеспечения международной экологической безопасности, которое осуществляется путем реализации определенных функций субъектами международного права.

Поскольку управление понимается как целенаправленное воздействие, очевидно, возникает необходимость определиться с соотношением понятий международного управления и международного, в первую очередь, международно-правового, регулирования (С. 19). Автор рецензируемой книги ссылается на мнение К.А.Бекяшева, который считает, что регулирование – часть управления, начальный его этап. Необходимо уточнить, что регулирование осуществляется не только на начальном этапе (в си-лу цикличности процесса управления), но вообще в процессе управления. Возможно, имелось в виду создание нормативной, в том числе международно-пра-вовой основы управления.
Международное управление в сфере охраны окружающей среды долгое время осуществлялось исключительно на функциональной основе. Такой подход, по мнению автора монографии, сохраняется во многом в настоящее время. Современное развитие международных отношений порождает потребность в международном управлении в форме, когда ни одно важное решение в экологической сфере не сможет приниматься, если оно не будет предусматривать интеграцию целого ряда функций (регулирования, координации, прогнозирования) с целью их оптимального соотношения на основе использования возможностей и пределов каждой из них, их непротиворечивого сочетания и взаимодействия. Безусловно, данное положение также представляет научный интерес.

Автор монографии отмечает, что международное управление осуществляется в целях повышения эффективности сотрудничества государств. Международное управление в сфере охраны окружающей среды предполагает выработку и проведение в жизнь рациональной экологической политики, определенной государствами, которая бы отвечала интересам международного сообщества в целом. Именно поэтому международное управление в сфере охраны окружающей среды нуждается в определении глобальной стратегии, в рамках которой необходимо учитывать условия развития в каждой стране в процессе достижения единства целей всего международного сообщества. Особенно трудно находить правильные решения, когда интересы государств не совпадают, с одной стороны, по причине экономических различий, с другой стороны, по причине различий во взглядах на механизмы и способы решения международных экологических проблем. Реализация международной политики в сфере охраны окружающей среды требует согласованности действий, которая реализуется именно посредством осуществления особого вида международной деятельности – международного управления (С. 29).

Н.А.Соколова особо отмечает, что проблемы международного управления в сфере охраны окружающей среды необходимо рассматривать в более широком контексте перехода к устойчивому развитию, в равной мере актуального для всех государств: каждое государство несет ответственность за свое собственное устойчивое развитие. Девяностые годы ХХ столетия можно было бы охарактеризовать как период поиска скорейшего и полного понимания концепции устойчивого развития, осознания важности такого развития для всего человечества (С. 52).

Особый интерес представляет глава вторая «Международно-правовые основы управления в сфере охраны окружающей среды». Исследователь уверена, что, несмотря на тесную связь между признанием постоянного суверенитета над природными ресурсами и принципом непричинения вреда за пределами национальной юрисдикции, следует обратить внимание на их параллельное развитие. Еще до проведения Стокгольмской конференции Генеральная Ассамблея ООН неоднократно обращалась к проблеме суверенитета государств над природными ресурсами, прежде всего в плане защиты экономической самостоятельности развивающихся государств.

Поэтому не случайно принцип постоянного суверенитета государств над своими природными ресурсами рассматривается как один из специальных принципов международного экономического права(С. 112).

Автор дает принципиальную оценку фактам нарушения Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации» и международных договоров РФ, а также снижения продуктивности и ухудшения качественного состава видов живых ресурсов, систематического загрязнения вод, покрывающих континентальный шельф, по вине пользователя, которые служат основаниями для прекращения промысла (С. 15). При разрешении на добычу ресурсов в исключительной экономической зоне государство исходит из полноты своей власти в вопросах управления природными ресурсами, отмечает исследователь. Наиболее актуальным в этом смысле становится вопрос о сохранении и управлении теми ресурсами, которые в течение какого-либо времени оказываются в пространстве, не находящемся под юрисдикцией данного государства (С. 156).

Разрешение международных споров, затрагивающих вопросы охраны окружающей среды, безусловно, способствует укреплению международно-правовой основы управления посредством формирования практики применения норм международного права окружающей среды. Экологическая проблематика, пусть и весьма осторожно, обретает, считает автор, реальные черты в деятельности международных судебных учреждений (С. 187).

Н.А.Соколова полагает, что решения Международного суда ООН в известной степени способствуют более широкому признанию обычаев в сфере охраны окружающей среды, и обращается для подтверждения своих мыслей к международной практике.

В 2005 г. Международный суд вынес решение по делу, касающемуся вооруженных действий на территории Конго (Конго против Уганды). Дело продолжает находиться в производстве в том смысле, что стороны могут вновь обратиться в Международный суд с просьбой решить вопрос о возмещении, если они не смогут по нему достичь согласия (С. 193).

Споры, связанные с защитой окружающей среды, а именно с сохранением и защитой морской среды, могут быть предметом рассмотрения в Международном трибунале по морскому праву (далее – МТМП), создание которого расценивается как новый этап в развитии международных судов и арбитражей (С. 196). МТМП может служить специализированным международным судебным органом по рассмотрению отдельной категории дел, связанных с защитой и сохранением морской среды. Кроме того, с учетом особого круга субъектов, имеющих право обращаться в МТМП, разрешение споров в данной области, наверное, и далее будет иметь место, считает автор монографии, хотя трудно сказать, будет ли количество таких споров увеличиваться именно в Трибунале.

Во-первых, существует сложность и в целом «прохладное» отношение к применению норм по защите окружающей среды, во-вторых, такие споры могут быть предметом рассмотрения другими международными судебными органами, возможно, более авторитетными. Не случайно в резолюции 2004 г. «Мировой океан и морское право», отмечая сохраняющийся и значительный вклад МТМП в мирное урегулирование споров в соответствии с частью XV Конвенции 1982 г., Генеральная Ассамблея ООН воздает должное Международному суду за его важную и давнюю роль в деле мирного урегулирования споров, касающихся морского права (С. 204).

Несмотря на то, что Европейский суд по правам человека обладает компетенцией рассматривать межгосударственные дела в плане исследуемого вопроса, автор рецензируемой монографии обращается к нему как органу, рассматривающему индивидуальные жалобы по защите прав человека (С. 204).

Как известно, право на благоприятную окружающую среду прямо не закреплено в Европейской конвенции по защите прав и основных свобод 1950 г. и протоколах к ней. Однако благоприятная окружающая среда представляет собой неотъемлемую часть достойных условий жизни человека. Когда принималась Конвенция, проблемы охраны окружающей среды в контексте обеспечения прав человека еще не были осознаны международным сообществом, правовой подход к сфере отношений по охране окружающей среды между личностью и государством не был сформирован. Развитие международных отношений внесло свои коррективы, но по-прежнему практика Европейского суда по правам человека продолжает оценивать интересы по охране окружающей среды только в плане их воздействия на защиту права на уважение частной и семейной жизни, а также уважения прав собственности.

Особое внимание в рецензируемой монографии привлекает также положение о том, что охрана окружающей среды в условиях глобализации обусловливает необходимость в сильном многостороннем механизме управления. Система ООН как единое целое, функционирующее согласованно и целенаправленно, является тем механизмом, без которого в современном мире управление немыслимо. Именно ООН обеспечивает государствам платформу для обсуждения и решения наиболее критических международных проблем по охране окружающей среды: изменение климата, опустынивание, деградация экосистем, распространение опасных химических веществ и др. Все более очевидно, что решение глобальных экологических проблем позволяет оценивать природоохранную деятельность как одно из приоритетных, стремительно набирающих силу, направлений многостороннего сотрудничества в рамках ООН. Международное управление в сфере охраны окружающей среды со стороны ООН должно осуществляться в соответствии с четко разработанным стратегическим курсом при эффективном распределении ресурсов и осуществлении контроля за таким управлением(С. 215).

Рецензируемая книга дает, как говорят в таких случаях, чрезвычайно много пищи для размышлений и по поводу других концептуальных положений международного права окружающей среды, например, относительно деятельности специализированных учреждений по управлению в сфере охраны окружающей среды, совершенствования механизма международного управления в сфере охраны окружающей среды. Но, к сожалению, журнальная площадь не дает возможности для их рассмотрения.

Поэтому мы остановимся лишь на двух важных положениях заключительной части рецензируемой монографии. C концептуальной точки зрения вряд ли можно оспорить автора рецензируемой монографии касательно того, что глобальное управление в сфере охраны окружающей среды не подразумевает учреждения мирового правительства, но, конечно, в условиях продолжающейся экологической деградации актуализирует вопросы суверенитета. Основой такого управления является вера в то, что в настоящее время мир готов принять глобальную гражданскую этику («global civic ethic»), сущностью которой являются ценности, объединяющие людей всех культурных, политических, религиозных или философских взглядов. Последнее слово в этих дебатах – за государствами, на которых как главных субъектах международного права лежит бремя ответственности за обеспечение благоприятного состояния окружающей среды и устойчивое использование природных ресурсов.

В заключении автор рецензируемой книги выражает уверенность в установлении в международно-договорном порядке общей обязанности по охране окружающей среды. При этом она уточняет, что, ввиду отсутствия универсального договора по охране окружающей среды, такая общая норма формулируется применительно к отдельным объектам окружающей среды или в контексте решения определенной проблемы. Обобщая все вышеизложенное, нельзя не отметить, что новая книга Н.А.Соколовой действительно является научным исследованием, выполненным на высоком теоретическом уровне. В книге заложены и разработаны основы нового подхода к изучению проблем, связанных с международно-правовой охраной окружающей среды на современном этапе. Безусловно, рецензируемая монография является новой страницей в теории и практике отечественного международного права.

Гаврилов Вячеслав Вячеславович, доктор юридических наук, профессор, декан международно-правового факультета Дальневосточного государственного университета,

Фархутдинов Инсур Забирович, доктор юридических наук, ведущий научный сотрудник сектора между-народно-правовых исследований Института государства и права Российской Академии наук.