Актуальные проблемы юридической науки и практики
Саницкий Д.И.
Основной экономической причиной появления государственно-частного партнерства (ГЧП) в России и заимствования механизмов его обеспечения и реализации из зарубежных правовых систем стало возникновение дефицита бюджетных средств, которые необходимы для осуществления основных функций по обеспечению (созданию) инфраструктуры. В современных реалиях области применения различных форм ГЧП стремительно распространяются, в результате чего развиваются и сами формы партнерств.
Следует отметить, что правовые проекты ГЧП не только позволяют решать многие капиталоемкие внутриэкономические задачи, но и облегчают выход на мировые рынки капиталов, стимулируют привлечение иностранных инвестиций в реальный сектор экономики.
Так, еще более десяти лет тому назад в отчете Всемирного банка о мировом развитии отмечалось, что далеко не очевидна роль государства в качестве единственного поставщика общественных благ, и оно может и должно допустить к участию в этом процессе частные структуры. Функции же государства перемещаются в область адресной защиты наиболее уязвимых слоев населения [4].
На наш взгляд, с развитием ГЧП связано принципиально новое, совершенное качество реализации суверенных функций государства.
Государство должно выступать гарантом правовой реализации обязательных в каждом конкретном проекте объемов властных функций в партнерских отношениях с частным бизнесом и одновременно существовать как субъект гражданского права, опирающегося на принципы равенства сторон, нерушимости условий контрактов и ответственности по принятым обязательствам. В таких распространенных формах ГЧП, как концессии и соглашения о разделе продукции, права государства, представляющего интересы всего общества, сужены быть не могут [1, 5].
В ряде зарубежных стран законодательно закреплены и четко прописаны конкретные сферы и виды деятельности, а также отрасли экономики, представляющие публичный интерес. На практике всегда в его сферу входят такие важнейшие социальные услуги, как коммунальное обслуживание населения, общественно необходимые работы, строительство и содержание объектов экономической и социальной инфраструктуры.
Примером конструктивного перераспределения функций и правомочий между государством и частным сектором служит развернувшееся во многих странах реформирование естественных монополий. Концессии и соглашения о разделе продукции позволяют, не утрачивая суверенного контроля со стороны государства, привлекать немалые частные капиталы в весьма дорогие проекты [7].
Необходимо указать и на тот факт, что, несмотря на большое видовое разветвление ГЧП, существуют некоторые характерные (индивидуально-обязательные) черты, позволяющие выделить партнерство в самостоятельную экономическую правовую категорию, сутью которой является кооперация государственных и частных структур, специально создаваемая для достижения тех или иных целей и опирающаяся на соответствующие договоренности сторон.
По нашему мнению, ГЧП может стать полноценной заменой приватизации, она позволяет и реализовать инициативный потенциал частного предпринимательства и сохранить контрольные функции государства в социально значимых секторах экономики, при этом право собственности сохраняется за государством.
В правовом научном мире на современном этапе развития нет единого мнения о том, в какой законодательной форме должно быть оформлено государственно-частное партнерство.
Так, в странах, которые признаны лидерами по степени развития ГЧП, единого закона нет, основные принципы его заложены в различные законодательные акты и нормы гражданского права. Примерами могут служить Франция, Англия, Уэльс, Япония, Австралия. В других же государствах, например в Германии, Бразилии, Греции, Египте, Анголе и ряде стран Восточной Европы, приняты отдельные законы о ГЧП [3].
В Российской Федерации экономика все активнее применяет ГЧП в масштабных и капиталоемких проектах, теоретические принципы ГЧП постепенно находят свое отражение в деловых и научных периодических изданиях, заложены в федеральной «Стратегии 2020» и ряде других государственных документов (в том числе региональных), регламентирующих направление социально-экономического развития нашей страны на среднесрочную перспективу.
За последние несколько лет государством осуществлен ряд важных шагов по развитию ГЧП (создание Банка Развития и Российской венчурной компании, усиление роли государственных корпораций и институтов развития в части внедрения принципов ГЧП, наблюдаются определенные положительные сдвиги в развитии теоретического и нормативного аппарата ГЧП и т. д.) [6].
Наиболее распространена в Российской Федерации модель ГЧП в форме BOT (Build Operate Transfer - Строительство, Управление, Передача, а также ее вариации - BOOT, BLOT/ BOLT), когда инфраструктурный объект создается за счет стороны-концессионера, которая после завершения строительства получает право эксплуатации сооруженного объекта в течение срока, достаточного для окупаемости вложенных средств. По истечении данного срока (как правило, через 20-30 лет, а иногда и более) объект передается государству [2].
Исследователи финансово-правовой сферы отмечают тот факт, что в России имеется большой потенциал для развития многих форм ГЧП, но для его реализации необходимо решить принципиальные вопросы, как законодательные, так и финансовые.
С 1 января 2016 года вступил в силу закон «Об основах государственно-частного партнерства» № 224-ФЗ, который учитывает имеющийся законодательный опыт, а также дополняет его необходимыми понятиями, расширяя область применения ГЧП. Принятие этого закона представляется более чем своевременным.
Данный нормативно-правовой акт, при условии, что закон досконально проработан, дает правовые гарантии, чтобы создать понятную и непротиворечивую законодательную систему, которая позволит расширить практику сотрудничества государства и бизнеса.
Существует и иной фактор, сдерживающий развитие ГЧП в России, - отсутствие механизмов эффективного финансирования. Несмотря на наличие средств, к сожалению, частные компании не спешат вкладывать их в долгосрочные проекты, не имеющие политической составляющей. И причины кроются не только в высокой стоимости заемных денег и нежелании банков кредитовать на длительные сроки, а и в опасениях предпринимателей принимать участие в реализации сложных долгосрочных проектов из-за сомнений в сохранении политической, правовой и финансовой стабильности в краткосрочной перспективе.
Исходя из сущности данного финансово-правового явления, все проекты ГЧП рассчитаны на длительные сроки, 30-40 лет. Это период глобального технологического цикла развития, в идеале совпадающий с горизонтами стратегического инвестирования.
Именно из-за данного факта позволить себе участие в ГЧП сейчас могут по большей части крупные инвестиционные фонды, связанные с государством (в том числе неформально).
Следует обратить внимание на тот факт, что если не будет налажена система финансирования крупных соглашений, то даже при отладке законодательства ГЧП в России будет в основном существовать в виде реализации отдельных уникальных проектов. Главное, что эти проекты, по своей сути, не могут являться частно-государственным партнерством, и смысла в них не будет.
На наш взгляд, практика привлечения частного капитала к решению как глобальных (создание особых экономических зон, строительство федеральных транспортных коммуникаций и т. п.), так и региональных инфраструктурных проектов (строительство и эксплуатация зданий для учебных заведений и объектов здравоохранения, создание инфраструктуры спортивного и культурного назначения и т. п.), будет расширяться.
По результатам правового анализа финансовой сущности ГЧП следует отметить, что успешное перспективное развитие схемы государственного и частного партнерства, по мнению многих экспертов, может разрешить важнейшую социальную задачу и поднять уровень жизни российских граждан.
Статья опубликована в журнале Евразийcкая адвокатура № 4 (23) 2016