Евразийский научно-исследовательский институт проблем права

YOUAH Главная » Все юридические новости » Юридические новости » Корпоративный контроль за деятельностью помощников адвоката и их дисциплинарная ответственность по законодательству Российской Федерации
Пятница, 26 Апр 2024

Все юридические новости

Корпоративный контроль за деятельностью помощников адвоката и их дисциплинарная ответственность по законодательству Российской Федерации

Проблемы организации и функционирования адвокатуры
Рагулина И.Т.

Учитывая, что поручения помощником адво­ката должны выполняться под контролем адвока­та-куратора, существует необходимость закрепле­ния в законодательстве и актах адвокатских палат основных положений относительно установления контроля за деятельностью помощника адвоката в процессе его работы [1,2]. В то же время в по­ложениях ФЗ «Об адвокатской деятельности...» и примерном Положении о помощнике адвока­та, принятом ФПА РФ, прямо не предусмотрено, кем и каким образом осуществляется контроль за профессиональной деятельностью помощника адвоката.

Представляется, что непосредственный кон­троль за деятельностью помощника адвоката, в силу наличия с ним трудового договора, фактиче­ски осуществляется не только адвокатом, к кото­рому прикрепляется соответствующий помощ­ник (т. е. адвокатом-куратором, иначе называе­мым адвокатом-патроном), но и руководителем адвокатского образования. Эта позиция находит свое подтверждение в актах ряда адвокатских палат. Так, например, в п. 1.4, 1.5 Положения о помощнике адвоката Палаты адвокатов Ниже­городской области отмечено, что руководитель адвокатского образования, с которым у помощ­ника заключен трудовой договор, осуществляет общее руководство профессиональной подготов­кой помощников. При этом при зачислении по­мощником, исполнительный орган адвокатского образования определяет конкретного адвоката в качестве патрона (руководителя обучения). В слу­чае заключения помощником трудового договора с адвокатом, осуществляющим свою деятельность в адвокатском кабинете, последний является па­троном помощника.

В адвокатских палатах Оренбургской области, Санкт-Петербурга, Удмуртской Республики, Че­ченской Республики, Ростовской области, Респу­блики Крым, Вологодской области, Чувашской Республики осуществление непосредственного руководства деятельностью помощника адвока­та возложено только на адвоката-куратора. Со­гласно тексту Положения о помощнике адвоката Амурской области помощник подчиняется непо­средственно адвокату-куратору и руководителю адвокатского образования (п. 2.6).

Следует отметить, что в ряде адвокатских па­лат прямо предусматриваются обязанности и пра­ва адвоката, являющегося патроном помощника адвоката. Так, в актах адвокатских палат Орен­бургской области, Санкт-Петербурга, Удмурт­ской Республики, Чеченской Республики указа­но, что адвокат-куратор (адвокат-патрон) обязан: ознакомить помощника с законодательством, регламентирующим деятельность адвоката, его права и обязанности, а также с нормами адвокат­ской этики и обеспечить их соблюдение помощ­ником в части, соответствующей его трудовым обязанностям; ознакомить помощника со всеми видами адвокатской деятельности; обеспечить посещение помощником занятий, проводимых Адвокатской палатой и адвокатским образовани­ем; не допускать помощника к самостоятельному занятию адвокатской деятельностью; в течение срока действия договора с помощником ежеме­сячно уплачивать целевой взнос на оплату труда и социальное страхование помощника, а также производить дополнительные отчисления на со­держание Адвокатского образования (подразде­ления) при наличии соответствующего решения общего собрания.

В адвокатской палате Брянской области уста­новлена обязанность потенциального адвоката- патрона проверять достоверность сведений, со­общаемых кандидатами на статус помощника адвоката, а также отмечено, что кандидатура по­мощника должна соответствовать требованиям законодательства и не должна порочить деловую репутацию адвокатуры.

Положениями адвокатских палат Оренбург­ской области, Санкт-Петербурга, Удмуртской Ре­спублики, Чеченской Республики к правам адво- ката-куратора отнесены следующие правомочия: привлекать помощника к выполнению отдель­ных поручений в соответствии с его трудовыми обязанностями; поручать помощнику в порядке, установленном действующим законодательством, знакомиться с материалами дела на предвари­тельном следствии, в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, в других государственных и иных органах и организациях; давать помощни­ку иные поручения в соответствии с его трудовой функцией и действующим законодательством; требовать от помощника выполнения обязанно­стей, предусмотренных трудовым договором.

В адвокатских палатах Нижегородской об­ласти, Ростовской области, Хабаровского края, Калининградской области, Новгородской обла­сти, Тульской области, Чувашской Республики, Ханты-Мансийского автономного округа, Респу­блики Татарстан, Амурской области, напротив, не предусмотрены права и обязанности адвоката- куратора в отношении помощника адвоката. При этом в адвокатских палатах Хабаровского края, Калининградской области, Новгородской обла­сти, Тульской области, Ханты-Мансийского авто­номного округа, Республики Татарстан, Брянской области не установлено, кем и каким образом осу­ществляется контроль за профессиональной дея­тельностью помощника.

В ряде актов адвокатских палат содержатся нормы, устанавливающие некоторые аспекты контроля за деятельностью помощников адвока­тов. Так, в п. 12 Положения о помощнике адво­ката адвокатской палаты Тульской области отме­чено, что помощник адвоката может заключать договор как с одним, так и с несколькими адво­катами, в таком случае руководителем адвокат­ского образования определяется (назначается) ос­новной (старший) адвокат-куратор. В групповом адвокатском образовании помощник адвоката в отсутствие адвоката-куратора находится в веде­нии руководителя адвокатского образования или дежурного адвоката, которые могут привлекать помощника для работы в интересах всего адво­катского образования. Этим же пунктом предпи­сывается, что вышеназванное условие желательно включать непосредственно в трудовой договор.

В то же время 73 % опрошенных нами адвока­тов, стажеров адвокатов, помощников адвокатов заявили, что необходимо закрепить обязанности адвоката-куратора в Положении о помощнике адвоката, разработанном ФПА РФ. В связи с этим представляется, что с целью выработки единооб­разных мер контроля за деятельностью помощ­ников адвокатов и определения единообразного спектра прав адвоката-куратора необходимо за­


крепление приведенных выше обязанностей ад- воката-куратора в Положении о помощнике ад­воката, разработанном ФПА РФ.

Следует отметить, что в большинстве адвокат­ских палат прямо не предусматривается осущест­вление опосредованного корпоративного контро­ля за деятельностью помощников адвокатов, хотя в ряде палат он все же установлен. Так, например, в адвокатской палате Тульской области трудовой договор, заключаемый с помощником адвоката, должен соответствовать содержанию и форме, предъявляемым статьями 57 и 67 ТК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 27 ФЗ «Об ад­вокатской деятельности...», и быть зарегистриро­ван в адвокатской палате. Требование о регистра­ции трудового договора с помощником адвоката, а значит и о регистрации помощника адвоката в специальном реестре, установлено в адвокатских палатах Удмуртской Республики, Чеченской Ре­спублики, Новгородской области, Оренбургской области, Чувашской Республики. При этом 68 % опрошенных нами адвокатов, стажеров адвока­тов, помощников адвокатов заявили, что необхо­димо составление в адвокатских палатах субъек­тов федерации реестра помощников адвокатов.

Учитывая важность корпоративного контроля за деятельностью помощников адвокатов, а также необходимость учета этих лиц, обладающих, со­гласно ФЗ «Об адвокатской деятельности...», осо­бым статусом, представляется необходимой вы­работка единых общеобязательных положений, предусматривающих составление в адвокатских палатах субъектов федерации реестра помощни­ков адвокатов, а также проведение адвокатскими палатами мероприятий, направленных на кон­троль за их деятельностью. Значимость ведения реестра помощников адвокатов для адвокатского сообщества обусловлена тем, что данные о пер­сональном составе и точном числе помощников адвоката и основные сведения о них могут быть использованы, как минимум, для статистической отчетности; прогнозирования развития адвока­туры и ее кадрового потенциала на территории субъекта федерации; быстрого нахождения ин­формации о помощниках адвоката для оператив­ной связи с ними; планирования и проведения занятий и иных мероприятий с помощниками адвокатов или их отдельными группами; при­влечения помощников к мероприятиям, которые проводятся адвокатскими палатами; осуществле­ния персонального контроля за помощниками адвоката и адвокатами-кураторами; осуществле­ния защиты прав помощника адвоката. Ввиду вы­сокой значимости ведения реестра помощников адвокатов необходимо обозначить в положениях ФЗ «Об адвокатской деятельности...» указания об обязанности органов адвокатского самоуправле­ния (адвокатских палат) осуществлять ведение ре­естра помощников адвокатов.

В положениях ФЗ «Об адвокатской деятель­ности...» не содержится прямого указания от­носительно дисциплинарной ответственности помощника адвоката. На основании положений ст. 3 КПЭА действие Кодекса распространяется на адвокатов, при этом адвокаты (руководители адвокатских образований (подразделений)) обя­заны ознакомить помощников адвокатов с поло­жениями Кодекса, а также обеспечить соблюде­ние ими его норм в части, соответствующей их функциональным обязанностям. Согласно п. 11 Примерного Положения о помощнике адвока­та, разработанного ФПА РФ, к помощнику адво­ката могут быть применены меры поощрения и дисциплинарного взыскания, предусмотренные действующим законодательством и корпоратив­ными нормами, регулирующими адвокатскую деятельность (п. 11). Однако какое именно законо­дательство понимается в данной норме под «дей­ствующим законодательством», и могут ли быть к помощнику применены меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные положениями ФЗ «Об адвокатской деятельности...», и (или) меры ответственности, предусмотренные положени­ями ТК РФ, а также какой порядок применения мер ответственности действует в отношении по­мощника адвоката, из этой нормы не ясно. В то же время аналогичный, не в полной мере понят­ный порядок дисциплинарной ответственности помощника адвоката предусмотрен в адвокатских палатах Калужской области, Камчатского края, Мурманской области, Новосибирской области, Пензенской области, Республики Башкортостан, Тверской области.

В актах адвокатских палат Новгородской об­ласти, Тульской области, Республики Крым со­держится правило, согласно которому к помощ­нику могут быть применены меры поощрения и дисциплинарного взыскания, предусмотренные корпоративными нормами. Видимо, под кор­поративными нормами имеются в виду КПЭА и акты соответствующих адвокатских палат. В адвокатской палате Нижегородской области продемонстрирован иной подход к вопросам дисциплинарной ответственности помощника адвоката: на него распространяется порядок на­ложения дисциплинарных взысканий, предусмо­тренный трудовым законодательством. В адвокат­ских палатах Ростовской области, Хабаровского края, Калининградской области, Новгородской области, Оренбургской области, Тульской об­ласти, Республики Крым, Санкт-Петербурга, Чеченской Республики, Вологодской области, Брянской области продемонстрировано соче­тание первого и второго подходов. В актах этих палат указано, что к помощнику адвоката могут быть применены меры поощрения и дисципли­нарного взыскания, предусмотренные ТК РФ, Уставом Адвокатских палат и внутренними до­кументами соответствующего адвокатского об­разования. Правила, действующие в адвокатских палатах Республики Крым и Вологодской обла­сти, отличают некоторые особенности: жалобы на действия (бездействие) помощника адвоката, поступившие в органы Адвокатской палаты, пе­редаются на рассмотрение в адвокатское образо­вание. Президент и вице-президенты адвокатской палаты при обнаружении сведений, указываю­щих на невозможность исполнения конкретным лицом функций помощника адвоката, о нару­шении помощником адвоката требований про­фессиональной этики направляют в адвокатское образование, в котором данное лицо зачислено в состав помощников, представление о принятии соответствующих мер. Руководители адвокатских образований, адвокаты-кураторы при поступле­нии представления президента (вице-президен­та) адвокатской палаты и жалоб в отношении помощника адвоката обязаны в месячный срок рассмотреть их. О результатах рассмотрения уведомляются президент адвокатской палаты и иные лица, направившие жалобу на помощника адвоката.

В тексте Положения адвокатской палаты Чу­вашской Республики указано, что за нарушение требований Федерального закона «Об адвокат­ской деятельности...» и других законодательных актов, регулирующих деятельность помощников адвоката, а также Положения трудового догово­ра помощники адвоката могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. В адвокат­ской палате Удмуртской Республики установлено правило, согласно которому в случае совершения помощником адвоката проступка, умаляющего авторитет адвокатуры и причиняющего (причи­нившего) ущерб правам и законным интересам доверителей адвоката-куратора, Советом адво­катской палаты Удмуртской Республики может быть рассмотрен вопрос о привлечении к дис­циплинарной ответственности не самого помощ­ника, а адвоката-куратора. В актах адвокатских палат Ханты-Мансийского автономного округа и Республики Татарстан вопросы о дисциплинар­ной ответственности помощника адвоката не ре­гламентированы.

Согласно ч. 1 ст. 18 КПЭА нарушение адвока­том требований законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и КПЭА, совершен­ное умышленно или по грубой неосторожности, влечет применение мер дисциплинарной от­ветственности, предусмотренных законодатель­ством об адвокатской деятельности и адвокатуре и КПЭА. В ч. 10 ст. 6 КПЭА указано, что правила сохранения профессиональной тайны распро­страняются на помощников и стажеров адвоката, а также иных сотрудников адвокатских образо­ваний. Помощники и стажеры адвоката, а также иные сотрудники адвокатских образований пись­менно предупреждаются о необходимости со­хранения адвокатской тайны и дают подписку о ее неразглашении. При этом в соответствии с ч. 2 ст. 3 КПЭА адвокаты (руководители адвокатских образований (подразделений) обязаны ознако­мить помощников адвокатов, стажеров адвокатов и иных сотрудников с КПЭА, обеспечить соблю­дение ими его норм в части, соответствующей их функциональным обязанностям. В ч. 1 ст. 3 указа­но, что действие КПЭА распространяется на адво­катов. В связи с этим представляется, что имеются все основания для распространения положений о дисциплинарной ответственности, предусмо­тренных КПЭА, на помощников адвокатов, по­этому необходимо уточнение некоторых норм КПЭА для регулирования порядка применения соответствующих мер к этим лицам. К тому же 71 % из числа опрошенных нами адвокатов, ста­жеров адвокатов, помощников адвокатов заяви­ли, что необходимо распространение мер дис­циплинарной ответственности, предусмотренных КПЭА, на помощников адвокатов.

По результатам рассмотрения вопросов, из­ложенных в статье, необходимо прийти к следую­щим основным выводам:

  1. Ввиду высокой значимости ведения реестра помощников адвокатов для адвокатского сообще­ства представляется необходимым обозначить в положениях ст. 27 ФЗ «Об адвокатской деятель­ности...» указание об обязанности органов адво­катского самоуправления (адвокатских палат) осуществлять ведение реестра помощников адво­катов.
  2. С целью выработки единообразных мер контроля за деятельностью помощников адвока­тов и определения единообразного спектра прав адвоката-куратора необходимо закрепление обя­занностей адвоката-куратора в Положении о по­мощнике адвоката, разработанном ФПА РФ.
  3. Результаты анализа действующего зако­нодательства и актов адвокатских палат, а также положений КПЭА позволяют утверждать, что су­ществует необходимость распространения поло­жений о дисциплинарной ответственности, пред­усмотренных КПЭА, на помощника адвоката, в связи с чем необходимо уточнение некоторых норм КПЭА для регулирования порядка их при­менения к этим лицам.

Статья опубликована в журнале Евразийcкая адвокатура № 1 (20) 2016