Евразийский научно-исследовательский институт проблем права

YOUAH Главная » Все юридические новости » Юридические новости » Полномочия Евразийской экономической комиссии в области унификации и гармонизации законодательства об охране и защите авторских и смежных прав
Вторник, 19 Мар 2024

Все юридические новости

Полномочия Евразийской экономической комиссии в области унификации и гармонизации законодательства об охране и защите авторских и смежных прав

Политика и экономика Евразии
Канатов Т.К.

В современных условиях значительно возрас­тает роль ЕАЭС в решении проблем, связанных с охраной и защитой авторских и смежных прав. Это связано с развитием новых современных тех­нологий, необходимостью реализации норм действующего законодательства, ростом числа нарушений и необходимостью изменения суще­ствующего к ним в обществе отношения, актив­ным развитием внутригосударственного и меж­дународного законодательства, необходимостью обеспечения надежной правовой охраны отече­ственных правообладателей за рубежом.

Действующее в настоящее время в странах ЕАЭС законодательство в области авторского права и смежных прав состоит, главным обра­зом, из Гражданского кодекса РФ. Действующие кодексы являются современными кодексами, ба­зирующимся на концепции авторского права континентальной Европы. Это подтверждается следующими характеристиками: 1) признание в качестве авторов только физических лиц; 2) при­знание моральных прав; 3) признание права пере­продажи в области изобразительного искусства;

4)    дифференциация между авторскими правами и смежными правами; 5) срок защиты - 70 лет после смерти автора.

Остановимся на унификации и гармониза­ции законодательства в странах ЕАЭС. Как из­вестно, в соответствии с договором о ЕЭК был уч­режден ЕАЭС, который вступил в силу с 1 января 2015 года. В соответствии со статьей 5 договора Комиссия наделяется компетенцией в пределах и объемах, установленных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза. Государства-члены осуществляют скоординиро­ванную или согласованную политику в пределах и объемах, установленных настоящим Договором и международными договорами в рамках Сою­за. В иных сферах экономики государства-члены стремятся к осуществлению скоординированной или согласованной политики в соответствии с ос­новными принципами и целями Союза. Для это­го решением Высшего Евразийского экономичес­кого совета могут создаваться вспомогательные органы (советы руководителей государственных органов сторон, рабочие группы, специальные


комиссии) по соответствующим направлениям, и (или) даваться поручения Евразийской эконо­мической комиссии по координации взаимодей­ствия сторон в соответствующих сферах.

В соответствии со статьей 10 договора Выс­ший совет является высшим органом Союза. В со­став Высшего совета входят главы государств-чле­нов. Статья 12 определяет полномочия Высшего совета, в соответствии с которыми он рассматри­вает принципиальные вопросы деятельности Союза, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей Союза.

Высший совет осуществляет следующие ос­новные полномочия:

1)     определяет стратегию, направления и пер­спективы формирования и развития Союза и принимает решения, направленные на реализа­цию целей Союза;

2)     утверждает состав Коллегии Комиссии, рас­пределяет обязанности между членами Коллегии Комиссии и прекращает их полномочия;

3)     назначает Председателя Коллегии Комис­сии и принимает решение о досрочном прекра­щении его полномочий;

4)     назначает по представлению государств- членов судей Суда Союза;

5)     утверждает Регламент работы Евразийской экономической комиссии;

6)     утверждает бюджет Союза, Положение о бюджете Евразийского экономического союза и отчет об исполнении бюджета Союза;

7)     определяет размеры (шкалу) долевых взно­сов государств-членов в бюджет Союза;

8)     рассматривает по предложению государ­ства-члена вопросы, касающиеся отмены или изменения решений, принятых Межправитель­ственным советом или Комиссией с учетом поло­жений пункта 7 статьи 16;

9)     рассматривает по предложению Межпра­вительственного совета или Комиссии вопросы, по которым при принятии решения не был до­стигнут консенсус;

10)      обращается с запросами к Суду Союза;

11)      утверждает порядок проверки достовер­ности и полноты сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера су­дей Суда Союза, должностных лиц и сотрудников Аппарата Суда Союза, а также членов их семей;

12)      определяет порядок принятия в Союз но­вых членов и прекращения членства в Союзе;

13)      принимает решение о предоставлении или об аннулировании статуса наблюдателя или статуса государства-кандидата на вступление в Союз;

14)     утверждает Порядок осуществления Евра­зийским экономическим союзом международно­го сотрудничества;

15)     принимает решения о переговорах с тре­тьей стороной от имени Союза, в том числе о за­ключении с ней международных договоров Сою­за и наделении правом вести переговоры, а также о выражении согласия Союза на обязательность для него международного договора с третьей сто­роной, прекращении, приостановлении или о вы­ходе из международного договора;

16)     утверждает общую штатную численность органов Союза, параметры представленности должностных лиц из числа граждан государств- членов в органах Союза, направляемых по пред­ставлению государств-членов на конкурсной ос­нове;

17)     утверждает порядок оплаты труда членов Коллегии Комиссии, судей Суда Союза, долж­ностных лиц и сотрудников органов Союза;

18)     утверждает Положение о внешнем аудите (контроле) в органах Евразийского экономическо­го союза;

19)     рассматривает результаты проведенного внешнего аудита (контроля) в органах Союза;

20)      утверждает символику Союза;

21)     дает поручения Межправительственному совету и Комиссии;

22)     принимает решения о создании вспомога­тельных органов по соответствующим направле­ниям;

23)     осуществляет иные полномочия, пред­усмотренные настоящим Договором и междуна­родными договорами в рамках Союза [1].

Сфера охраны и защиты прав интеллектуаль­ной собственности является одной из основных в рамках Евразийского экономического союза. ЕЭК ставит следующие задачи:

-        унификация законодательства;

-        формирование рынка ИС;

-      развитие интеграционных процессов в рам­ках ЕЭП.

Необходимо отметить, что правовой базой соглашений ЕАЭС являются соглашения ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), а также иные междуна­родные договоры, что является свидетельством унификации и гармонизации законодательства охраны и защиты авторских и смежных прав в странах ЕАЭС.

Комиссия провела работу по кодификации законодательства ЕАЭС, в рамках которого была проведена и работа над проектом раздела XVIII «Интеллектуальная собственность» договора о ЕАЭС и приложением № 23 «Протокол об охране и защите прав на объекты интеллектуальной соб­ственности» к нему. В соответствии с указанным разделом государства - члены ТС и ЕЭП осущест­вляют сотрудничество в сфере охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственно­сти. Основными задачами сотрудничества явля­ются:

-      гармонизация законодательства государств- членов в сфере охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности;

-      защита интересов обладателей прав на объекты интеллектуальной собственности госу­дарств-членов.

Наиболее приоритетные направления со­трудничества установлены в следующих сферах:

-      поддержка научного и инновационного раз­вития;

-      совершенствование механизмов коммерци­ализации и использования объектов интеллекту­альной собственности;

-      предоставление благоприятных условий для обладателей авторского права и смежных прав го­сударств-членов;

-      обеспечение защиты прав на объекты интел­лектуальной собственности, в том числе и в сети Интернет;

-      обеспечение эффективной таможенной за­щиты прав на объекты интеллектуальной соб­ственности, в том числе посредством ведения единого таможенного реестра объектов интеллек­туальной собственности государств-членов;

-      осуществление скоординированных мер, направленных на предотвращение и пресечение оборота контрафактной продукции.

Отношения государств - членов Союза в сфе­ре авторского права и смежных прав регулирует приложение № 23 «Протокол об охране и защите прав на объекты интеллектуальной собственно­сти». Оно содержит также нормы о подписании международного договора в сфере охраны и за­щиты авторского права и смежных прав «Согла­шение о едином порядке управления авторскими и смежными правами на коллективной основе».

8 сентября 2015 года на заседании глав Пра­вительств «Евразийской пятерки» в г. Гродно (Беларусь) был подписан первый в сфере интел­лектуальной собственности международный акт - Договор о координации действий по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, ко­торый предусматривает формирование системы защиты прав на объекты интеллектуальной соб­ственности в Таможенном союзе и ЕЭП посред­ством координации действий по:

-      выработке рекомендаций по координации действий уполномоченных органов, направлен­ных на совершенствование деятельности по пре­дупреждению, выявлению и пресечению наруше­ний прав на объекты интеллектуальной собствен­ности;

-      обеспечению эффективного пресечения обо­рота контрафактных товаров на территориях го­сударств сторон;

-      принятию мер по противодействию нару­шениям прав на объекты интеллектуальной соб­ственности, в том числе в сети Интернет;

-      гармонизации и совершенствованию зако­нодательства в сфере защиты авторских прав и смежных прав.

Проект соглашения о едином порядке управ­ления авторскими и смежными правами на кол­лективной основе разработан Комиссией сов­местно со сторонами, исходя из необходимости создания единой системы охраны и реализации авторских и смежных прав.

Проектом предусматривается единый поря­док управления авторскими и смежными права­ми на коллективной основе в государствах сторон в случаях, когда практическое осуществление ав­торских и смежных прав в индивидуальном по­рядке правообладателями затруднено, или когда законодательством государств сторон допускается использование объектов этих прав без согласия правообладателей, но с выплатой вознаграждения.

Проект Соглашения одобрен Решением Кол­легии Комиссии от 12 ноября 2013 года № 261 и направлен сторонам для проведения внутригосу­дарственного согласования.

Проектом Соглашения установлен ряд ново­введений:

1)     унифицируются основные положения за­конодательства государств сторон в сфере автор­ских и смежных прав;

2)     устанавливается единый порядок сбора, распределения и выплаты вознаграждения право­обладателям за воспроизведение произведений в личных целях без согласия правообладателей;

3)     в целях обеспечения транспарентности деятельности организаций по коллективному управлению имущественными правами авторов (ОКУП) проектом соглашения:

-      регламентируется подотчетность в отноше­нии членов ОКУП и правообладателей;

-      вводится публичная отчётность и обязатель­ный аудит механизма сбора, распределения и вы­платы вознаграждения;

-      устанавливаются конкретные пороговые значения для ОКУП в вопросах распределения и выплаты вознаграждения.

Проект Соглашения также предусматривает установление в национальном законодательстве государств сторон правового регулирования по следующим вопросам коллективного управления:

-      ответственность ОКУП за превышение пре­дельно установленного размера удержаний из средств собранного вознаграждения;

-      правовое регулирование по вопросам о хра­нении ОКУП невыплаченных денежных средств;

-      направление сумм невостребованного возна­граждения по истечении срока исковой давности в распределяемое вознаграждение текущего года или на социальные, гуманитарные или культур­ные цели в пользу авторов и иных правооблада­телей;

-      создание и правовое положение специаль­ных фондов ОКУП.

Определение размера сбора для выплаты воз­награждения, а также перечня оборудования и материальных носителей, используемых для вос­произведения, отнесено к Компетенции Совета Комиссии.

В рамках своей деятельности Комиссия на по­стоянной основе анализирует международное за­конодательство, а также опыт зарубежных стран по унификации и гармонизации законодатель­ства в сфере охраны и защиты интеллектуальной собственности.

По итогам 54-й Сессии Ассамблей госу­дарств - членов ВОИС, состоявшейся осенью 2014 года, Комиссия наделена статусом посто­янного наблюдателя при ВОИС. Общие цели и интересы Комиссии и ВОИС по совершенство­ванию правового регулирования в сфере интел­лектуальной собственности в ЕАЭС закреплены в совместно разработанном проекте меморанду­ма, находящемся в высокой степени готовности к подписанию; также достигнуто соглашение о со­трудничестве с Евразийской патентной организа­цией (ЕАПО) [2].

Унификация и гармонизация международ­ного права в части охраны, защиты авторских и смежных прав в странах ЕАЭС имеет огромное значение в свете мировых процессов в области торговли и развития высоких технологий, убы­стрения мирохозяйственных отношений и ряда других процессов. Для того чтобы устранить все преграды, мешающие нормальному функциони­рованию мирового рынка продукции авторских прав, необходимо всем государствам - участни­кам ЕАЭС на мировом пространстве усилить защиту авторских и смежных прав на законода­тельном уровне путем унификации и гармони­зации. Если это будет достигнуто, то в будущем данный рынок в мировой торговле станет одним из самых рентабельных и инвестиционно при­влекательных.

Статья опубликована в журнале Евразийcкая адвокатура № 2 (21) 2016