Позиция закреплена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23 мая 2007 г. по делу № 65-Г07-1. Необходимо отметить, что федеральное законодательство о недрах не позволяет сделать однозначный вывод о полномочиях органов местного самоуправления при предоставлении в пользование участков недр для целей разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых. По мнению автора статьи, предоставление права пользование недрами (для любых целей) является государственным полномочием, так как связано с распоряжением государственной собственностью. Оформление, государственная регистрация и выдача государственных разрешений (лицензий), удостоверяющих право пользования недрами, также является государственным полномочием.
Верховный Суд Российской Федерации не отрицал, более того, косвенно подтверждал, что предоставление разрешений (лицензий) на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых является государственным полномочием. Однако в определениях Верховного Суда Российской Федерации не определено, из каких источников должно финансироваться осуществление полномочия: из средств, выделяемых из бюджета субъекта Российской Федерации, так как порядок предоставления лицензий определяется законодательством субъекта Российской Федерации, или из федерального бюджета, так как полномочием органы местного самоуправления наделены согласно федеральному закону.
Куда звонить и как действовать если вы попали в сложную ситуацию в Турции. Адвокат в Турции бесплатные консультации онлайн.
Не определил Верховный Суд Российской Федерации пределы полномочий органов местного самоуправления в качестве лицензирующего органа. То есть вправе ли органы местного самоуправления принимать решения о приостановлении, ограничении, прекращении прав пользования недрами, изменении условий пользования недрами и т.п. В соответствии Законом Российской Федерации «О недрах» такие полномочия осуществляются органом, предоставляющим лицензию на пользование недрами. Применительно к общераспространенным полезным ископаемым за органами местного самоуправления данные полномочия не закрепляются.
Таким образом, реформа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования в настоящий момент до конца не решена. Судебная практика свидетельствует о необходимости совершенствования законодательства о разграничении полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Для исключения возникающих коллизий целесообразно внесение изменений в ст. 5 Закона Российской Федерации «О недрах» и предоставление полномочий органам местного самоуправления самостоятельно выдавать разрешение (лицензию) на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых.