Политика и экономика Евразии
Канатов Т.К.
В современных условиях значительно возрастает роль ЕАЭС в решении проблем, связанных с охраной и защитой авторских и смежных прав. Это связано с развитием новых современных технологий, необходимостью реализации норм действующего законодательства, ростом числа нарушений и необходимостью изменения существующего к ним в обществе отношения, активным развитием внутригосударственного и международного законодательства, необходимостью обеспечения надежной правовой охраны отечественных правообладателей за рубежом.
Действующее в настоящее время в странах ЕАЭС законодательство в области авторского права и смежных прав состоит, главным образом, из Гражданского кодекса РФ. Действующие кодексы являются современными кодексами, базирующимся на концепции авторского права континентальной Европы. Это подтверждается следующими характеристиками: 1) признание в качестве авторов только физических лиц; 2) признание моральных прав; 3) признание права перепродажи в области изобразительного искусства;
4) дифференциация между авторскими правами и смежными правами; 5) срок защиты - 70 лет после смерти автора.
Остановимся на унификации и гармонизации законодательства в странах ЕАЭС. Как известно, в соответствии с договором о ЕЭК был учрежден ЕАЭС, который вступил в силу с 1 января 2015 года. В соответствии со статьей 5 договора Комиссия наделяется компетенцией в пределах и объемах, установленных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза. Государства-члены осуществляют скоординированную или согласованную политику в пределах и объемах, установленных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза. В иных сферах экономики государства-члены стремятся к осуществлению скоординированной или согласованной политики в соответствии с основными принципами и целями Союза. Для этого решением Высшего Евразийского экономического совета могут создаваться вспомогательные органы (советы руководителей государственных органов сторон, рабочие группы, специальные
комиссии) по соответствующим направлениям, и (или) даваться поручения Евразийской экономической комиссии по координации взаимодействия сторон в соответствующих сферах.
В соответствии со статьей 10 договора Высший совет является высшим органом Союза. В состав Высшего совета входят главы государств-членов. Статья 12 определяет полномочия Высшего совета, в соответствии с которыми он рассматривает принципиальные вопросы деятельности Союза, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей Союза.
Высший совет осуществляет следующие основные полномочия:
1) определяет стратегию, направления и перспективы формирования и развития Союза и принимает решения, направленные на реализацию целей Союза;
2) утверждает состав Коллегии Комиссии, распределяет обязанности между членами Коллегии Комиссии и прекращает их полномочия;
3) назначает Председателя Коллегии Комиссии и принимает решение о досрочном прекращении его полномочий;
4) назначает по представлению государств- членов судей Суда Союза;
5) утверждает Регламент работы Евразийской экономической комиссии;
6) утверждает бюджет Союза, Положение о бюджете Евразийского экономического союза и отчет об исполнении бюджета Союза;
7) определяет размеры (шкалу) долевых взносов государств-членов в бюджет Союза;
8) рассматривает по предложению государства-члена вопросы, касающиеся отмены или изменения решений, принятых Межправительственным советом или Комиссией с учетом положений пункта 7 статьи 16;
9) рассматривает по предложению Межправительственного совета или Комиссии вопросы, по которым при принятии решения не был достигнут консенсус;
10) обращается с запросами к Суду Союза;
11) утверждает порядок проверки достоверности и полноты сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера судей Суда Союза, должностных лиц и сотрудников Аппарата Суда Союза, а также членов их семей;
12) определяет порядок принятия в Союз новых членов и прекращения членства в Союзе;
13) принимает решение о предоставлении или об аннулировании статуса наблюдателя или статуса государства-кандидата на вступление в Союз;
14) утверждает Порядок осуществления Евразийским экономическим союзом международного сотрудничества;
15) принимает решения о переговорах с третьей стороной от имени Союза, в том числе о заключении с ней международных договоров Союза и наделении правом вести переговоры, а также о выражении согласия Союза на обязательность для него международного договора с третьей стороной, прекращении, приостановлении или о выходе из международного договора;
16) утверждает общую штатную численность органов Союза, параметры представленности должностных лиц из числа граждан государств- членов в органах Союза, направляемых по представлению государств-членов на конкурсной основе;
17) утверждает порядок оплаты труда членов Коллегии Комиссии, судей Суда Союза, должностных лиц и сотрудников органов Союза;
18) утверждает Положение о внешнем аудите (контроле) в органах Евразийского экономического союза;
19) рассматривает результаты проведенного внешнего аудита (контроля) в органах Союза;
20) утверждает символику Союза;
21) дает поручения Межправительственному совету и Комиссии;
22) принимает решения о создании вспомогательных органов по соответствующим направлениям;
23) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза [1].
Сфера охраны и защиты прав интеллектуальной собственности является одной из основных в рамках Евразийского экономического союза. ЕЭК ставит следующие задачи:
- унификация законодательства;
- формирование рынка ИС;
- развитие интеграционных процессов в рамках ЕЭП.
Необходимо отметить, что правовой базой соглашений ЕАЭС являются соглашения ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), а также иные международные договоры, что является свидетельством унификации и гармонизации законодательства охраны и защиты авторских и смежных прав в странах ЕАЭС.
Комиссия провела работу по кодификации законодательства ЕАЭС, в рамках которого была проведена и работа над проектом раздела XVIII «Интеллектуальная собственность» договора о ЕАЭС и приложением № 23 «Протокол об охране и защите прав на объекты интеллектуальной собственности» к нему. В соответствии с указанным разделом государства - члены ТС и ЕЭП осуществляют сотрудничество в сфере охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности. Основными задачами сотрудничества являются:
- гармонизация законодательства государств- членов в сфере охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности;
- защита интересов обладателей прав на объекты интеллектуальной собственности государств-членов.
Наиболее приоритетные направления сотрудничества установлены в следующих сферах:
- поддержка научного и инновационного развития;
- совершенствование механизмов коммерциализации и использования объектов интеллектуальной собственности;
- предоставление благоприятных условий для обладателей авторского права и смежных прав государств-членов;
- обеспечение защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, в том числе и в сети Интернет;
- обеспечение эффективной таможенной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, в том числе посредством ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств-членов;
- осуществление скоординированных мер, направленных на предотвращение и пресечение оборота контрафактной продукции.
Отношения государств - членов Союза в сфере авторского права и смежных прав регулирует приложение № 23 «Протокол об охране и защите прав на объекты интеллектуальной собственности». Оно содержит также нормы о подписании международного договора в сфере охраны и защиты авторского права и смежных прав «Соглашение о едином порядке управления авторскими и смежными правами на коллективной основе».
8 сентября 2015 года на заседании глав Правительств «Евразийской пятерки» в г. Гродно (Беларусь) был подписан первый в сфере интеллектуальной собственности международный акт - Договор о координации действий по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, который предусматривает формирование системы защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в Таможенном союзе и ЕЭП посредством координации действий по:
- выработке рекомендаций по координации действий уполномоченных органов, направленных на совершенствование деятельности по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений прав на объекты интеллектуальной собственности;
- обеспечению эффективного пресечения оборота контрафактных товаров на территориях государств сторон;
- принятию мер по противодействию нарушениям прав на объекты интеллектуальной собственности, в том числе в сети Интернет;
- гармонизации и совершенствованию законодательства в сфере защиты авторских прав и смежных прав.
Проект соглашения о едином порядке управления авторскими и смежными правами на коллективной основе разработан Комиссией совместно со сторонами, исходя из необходимости создания единой системы охраны и реализации авторских и смежных прав.
Проектом предусматривается единый порядок управления авторскими и смежными правами на коллективной основе в государствах сторон в случаях, когда практическое осуществление авторских и смежных прав в индивидуальном порядке правообладателями затруднено, или когда законодательством государств сторон допускается использование объектов этих прав без согласия правообладателей, но с выплатой вознаграждения.
Проект Соглашения одобрен Решением Коллегии Комиссии от 12 ноября 2013 года № 261 и направлен сторонам для проведения внутригосударственного согласования.
Проектом Соглашения установлен ряд нововведений:
1) унифицируются основные положения законодательства государств сторон в сфере авторских и смежных прав;
2) устанавливается единый порядок сбора, распределения и выплаты вознаграждения правообладателям за воспроизведение произведений в личных целях без согласия правообладателей;
3) в целях обеспечения транспарентности деятельности организаций по коллективному управлению имущественными правами авторов (ОКУП) проектом соглашения:
- регламентируется подотчетность в отношении членов ОКУП и правообладателей;
- вводится публичная отчётность и обязательный аудит механизма сбора, распределения и выплаты вознаграждения;
- устанавливаются конкретные пороговые значения для ОКУП в вопросах распределения и выплаты вознаграждения.
Проект Соглашения также предусматривает установление в национальном законодательстве государств сторон правового регулирования по следующим вопросам коллективного управления:
- ответственность ОКУП за превышение предельно установленного размера удержаний из средств собранного вознаграждения;
- правовое регулирование по вопросам о хранении ОКУП невыплаченных денежных средств;
- направление сумм невостребованного вознаграждения по истечении срока исковой давности в распределяемое вознаграждение текущего года или на социальные, гуманитарные или культурные цели в пользу авторов и иных правообладателей;
- создание и правовое положение специальных фондов ОКУП.
Определение размера сбора для выплаты вознаграждения, а также перечня оборудования и материальных носителей, используемых для воспроизведения, отнесено к Компетенции Совета Комиссии.
В рамках своей деятельности Комиссия на постоянной основе анализирует международное законодательство, а также опыт зарубежных стран по унификации и гармонизации законодательства в сфере охраны и защиты интеллектуальной собственности.
По итогам 54-й Сессии Ассамблей государств - членов ВОИС, состоявшейся осенью 2014 года, Комиссия наделена статусом постоянного наблюдателя при ВОИС. Общие цели и интересы Комиссии и ВОИС по совершенствованию правового регулирования в сфере интеллектуальной собственности в ЕАЭС закреплены в совместно разработанном проекте меморандума, находящемся в высокой степени готовности к подписанию; также достигнуто соглашение о сотрудничестве с Евразийской патентной организацией (ЕАПО) [2].
Унификация и гармонизация международного права в части охраны, защиты авторских и смежных прав в странах ЕАЭС имеет огромное значение в свете мировых процессов в области торговли и развития высоких технологий, убыстрения мирохозяйственных отношений и ряда других процессов. Для того чтобы устранить все преграды, мешающие нормальному функционированию мирового рынка продукции авторских прав, необходимо всем государствам - участникам ЕАЭС на мировом пространстве усилить защиту авторских и смежных прав на законодательном уровне путем унификации и гармонизации. Если это будет достигнуто, то в будущем данный рынок в мировой торговле станет одним из самых рентабельных и инвестиционно привлекательных.
Статья опубликована в журнале Евразийcкая адвокатура № 2 (21) 2016