Якубенко К.Ю.
Сегодня правовая доктрина играет все более серьёзную роль в процессе утверждения и реализации национального права, юридической практики и укрепления всей правовой системы общества. В некоторых правовых системах правовая доктрина официально признаётся в качестве источника действующего права [6]. В техниче- ски-инструментальном плане правовая доктрина своей юридико-логической трактовкой влияет на стратегию правового развития, отражает, выражает и определяет правовую жизнь общества. Без правовой доктрины нет ни определённой системы действующего права, нет и целостной, нормально функционирующей правовой системы. И даже там, где правовая доктрина официально не является источником действующего права, её положения фактически присутствуют в содержании действующего права, во всех формах его действия и реализации (конституции, законах, подзаконных актах, правосознании и правовой культуре).
Особенностью российской правовой системы является её надзаконодательный и даже надкон- ституционный характер. Это отличает её от других традиций и требует учета в выработке российской правовой доктрины. Ни законодатель, ни юридическая наука, ни правоприменитель кардинально не определяют стратегическое направление развития российской правовой системы, в большей степени это зависит от образа правового мышления и деятельности самого общества. Посредством этих ментальных понятий (архитипов), выступающих движущим фактором развития, происходило и происходит формирование и преобразование самой правовой жизни российского общества [10]. Это обстоятельство, а также кризис существующего национального правосознания заставляет нас по-новому посмотреть на содержание, роль и значение отечественной правовой доктрины [13, 16].
Не претендуя на исчерпывающее обоснование отечественной правовой доктрины в рамках национальной правовой системы, отметим некоторые её существенные аспекты:
- Прежде всего, необходимо определить мировоззрение (правовое мировоззрение) соответствующей правовой доктрины. Приходится констатировать, что продолжающееся влияние марксистско-ленинской идеологии породило расщеплённость научного юридического сознания, отягощённого «традиционными» идеологическими системами (христианства, марксизма и т. д.) [11]. Необъективность этих идеологических систем доказана самим фактом революционных, путчистских, бархатно-преемнических и дефолтовских потрясений российского общества и государства, а также его общим кризисным состоянием. Несостоятельность этих идеологий связана с их оторванностью от жизни, от условий и проблем нашей страны, витанием в облаках некоторых политиков, общественных деятелей и даже учёных. Однако наша страна с её природно-климатическими и социальными условиями не то место, где могли бы осуществиться эти прожекты, не принося существенного вреда большей части населения. Поэтому в научном юридическом сознании мы имеем дело с определенной инертностью, выражающейся в стремлении сохранить привычную для старшего поколения, объясняющую марксистскую (в том числе, западно-либеральную) парадигму истолкования правовой действительности. Она пытается объяснить правовую действительность с помощью устаревших и нежизнеспособных категорий: «законность», «классовость», «формация», «базис», «надстройка» и др. Стремление к консервации устаревшей методологии соседствует с видимым признанием необходимости изменений, но в рамках привычного стиля мышления в традиционных мировоззренческих координатах. В рамках такой методологии, базирующейся на подобном истолковании фундаментальных юридических категорий, возникают многочисленные пробелы. Множится число проблем философского, общенаучного и частного характера, не укладывающихся в привычные рамки материалистически-диалектического, формационного и либерального анализа [9].
Как нам представляется, основными сдерживающими факторами необходимого и давно назревшего обновления мировоззренческих взглядов служат закостенелость мышления, отсутствие объективного правопонимания (основанного на знаниях о бытии), сохранение состояния закрытости отечественной правовой науки для общества, её «глухота» к объективным тенденциям реальности и национальному опыту, заимствование и навязывание инородного западного правового опыта. На этом фоне процветают стремление к чисто внешнему, «косметическому» обновлению, всякого рода заимствованиям и подражаниям, использование западной терминологии и концепций («правовое государство», «социальное государство», «права человека» и др.).
Очевидно, что в рамках таких представлений невозможно ни понять, ни бороться с правовым догматизмом (нормативизмом) законодателя как официального идеолога права, с упрямством некоторых теоретиков, навязывающих западные стереотипы мышления в правовой науке. Догматизированная правовая теория (нормативизм) просто не может эффективно взаимодействовать ни с отечественной практикой, ни с национальнообщественным сознанием (идеологией) и не в состоянии освоить новые правовые реалии и сформировать адекватную современной реальности правовую доктрину. В этой связи вполне понятно, что правоведы, избавленные от господства марксистско-ленинской и либеральной идеологии и методологии, вынуждены искать новую методологию, которая позволила бы более правдиво и точно отобразить генезис отечественной правовой культуры и традиции и помочь в разработке соответствующей правовой доктрины. Некоторые из них обращаются к трудам дореволюционных авторов; другие осмысливают западную дореволюционную и постсоциалистическую теорию права; третьи пытаются рассматривать отечественную правовую традицию в контексте христианской (антинаучной) интерпретации истории, пытаясь найти истоки отечественного права и правосудия в Библии и библейских сюжетах; четвёртые остаются в старых догматах марксизма, пытаясь интерпретировать западные либеральные идеи, морально устаревшие догмы; пятые, а таковых большая часть, вообще не утруждают себя вопросами методологии, как будто бы ничего и не произошло. Всё это затрудняет строго научную интерпретацию славянской правовой традиции и разработку российской правовой доктрины и ещё больше раскалывает научное правовое сознание. Такой разброд не случаен, ибо, как показал предшествующий период, теория государства и права (реликт советского периода) нередко была полем идеологической борьбы, а поэтому искажения, подмена категорий и фактов, а также догматизм и верхоглядство являются делом вполне обычным. Плохая методология компрометирует любую науку, а тем паче не способна сформировать отечественную правовую доктрину на предстоящую перспективу.
Основы такой позиции уходят глубоко в историю, где долгое время юриспруденция (правоведение) рассматривалась не как наука, а как искусство, культура и философия-схоластика (право - это искусство добра и справедливости). Принципы такого взгляда лежат в стереотипах, сформированных римским правом, где формальной стороне права, процедуре правосудия и правовой деятельности придавалось первейшее значение, нежели содержательной и сущностной основе, принципам и нормам. Между тем правосудие, как и сам феномен права в современных национальных условиях, имеет более широкий характер, и «право» означает больше, чем просто «справедливое воздаяние за совершённое деяние», «совокупность социально значимых норм», «естественный характер и неотчуждаемость свобод» или «права и обязанности человека», а, как верно сказал дореволюционный правовед И.А. Ильин, «в русском сознании право становилось синонимом правоты, правды и даже праведности, а в западном - более сближалось с законностью, нормальной упорядоченностью» [4].
В России остаётся насущной потребность в качественном духовном прорыве - выборе объективного (научного) миропонимания и утверждении на его основе кратчайшего и благополучного пути развития общества. Потому для современного просвещенного миропонимания аксиоматично, что обязательным условием устойчивого развития и долговременного благополучия общества и государства является соблюдение неких всеобщих принципов бытия. Вопрос в том, каких именно принципов. Собственно говоря, вся история человеческой мысли - философии, истории, политики и права - и есть их постоянный поиск.
- Важную роль в формировании и воплощении отечественной правовой доктрины выполняет правовое сознание общества, особенно такой его глубинный пласт, как правовая ментальность, состоящая из различных стереотипов, психических установок, привычек, пережитков и моделей поведения. Именно правовая ментальность как отражение более глубоких пластов правовой психологии позволяет увидеть, как формируется действенная модель организации правовой жизни отдельной личности и общества в рамках конкретной правовой системы и традиции. При учёте правовой ментальности затрагиваются глубинные устойчивые пласты стереотипов, шаблонов миропонимания, так называемые архитипы бессознательного, то, что ученые относят к глубинным слоям индивидуальной человеческой и коллективной (народной) психологии. В этой связи можно сказать, что такими элементами считаются так называемые архитипы памяти. Эти элементы коллективного бессознательного (архитипы) выступают общим результатом пережитого и приобретённого народом опыта, и не мертвым результатом, а живой, активной системой реакций и поведения, действенным образом влияющей на общественную жизнь. То есть это определяющая информация, накопившаяся в народе за всю его жизнь, становящаяся опытом жизнедеятельности народной души.
Ведущие теоретики права отмечают, что для русского типа правовой идентификации характерно стремление национального правосознания вкладывать в явление права собственный социально-нравственный и духовный смысл [9]. Правовые архитипы в значительной степени определяют суть и содержание правовой ментальности русского народа, влияют на процесс непосредственной правореализационной и правоприменительной деятельности в обществе, воздействуя на качество функционирования всей правовой системы. В архивах правовой ментальности русского народа остались еще так называемые «непережитые» аксиомы, считай «архитипы» народной самобытности, выражающиеся в языке и стереотипах жизнедеятельности. В правовой ментальности можно выделить несколько архитипных пластов: общеправовой, практически-правовой и процессуально-правовой. Первый пласт характеризует общее отношение к глобальным тенденциям мироздания, природы и реальности, второй отражает отношение к праву и закону как общественным явлениям, третий выражает реализационную, процессуально-правовую сторону жизни. Представляется, что ментальность и духовность нашего народа, складывающиеся сегодня, их повышенная требовательность в вопросах справедливости и нравственности в истинных значениях этих понятий естественным образом согласуются с формированием новой идеологии и нового уклада правовой жизни.
- Наряду с вышеобозначенными элементами, за кадром остаётся такой серьёзный пласт объективной действительности, как отечественная правовая традиция. Для разработки правовой доктрины необходимы учёт культурно-исторических основ отечественного права, познание и выделение таких, образно выражаясь, «традиционных основ», которые формируются при активном участии народа, его национально мыслящей элиты. Это исторически сложившиеся, укоренившиеся в обществе и передаваемые из века в век обычаи, обряды, ритуалы, общественные императивы, ценности, идеи и идеалы, характеризующие особенность правового уклада и ментальности народа. Традиция, то есть язык и обычаи, пришедшие из прошлого, которые свидетельствуют о преемственности права и правовой системы, образуют её историко-идеологическую форму. Соответственно правотрадийность характеризует наличие правовой системы общества, различные этапы, которые она проходит в своём историческом пути, и те функции, которые она выполняет на протяжении всего периода своего существования. Таким образом, правовая традиция - это исторически сложившиеся, укоренившиеся в обществе и передаваемые из века в век правовые обычаи, обряды, ритуалы, общественные установки, ценности и стереотипы, архитипы, идеи и принципы и т. п., характеризующие особенность правового строя общества. Они представляют собой социально-культурное национальное наследие, сохраняющееся и преумножающееся в обществе длительное время, а отказ от собственного наследия и уничтожение своих традиций говорит об искажённом представлении субъектов, собственного духовного бытия. В настоящий момент право и правовая система стала больше придавать значение национальной традиции, её авторитету. Соответственно, правовая доктрина должна признать и учесть тот факт, что право не может быть произвольным и чем-то вечным, оно должно меняться, опираясь на то, что было раньше. За многовековую историю жизни народа сложилось немало традиций, которые во многом определили развитие российской правовой системы, придали ей уникальность и самобытность [2].
- Также учёт внутренних и внешних объективных факторов и обстоятельств имеет огромное значение в формировании и реализации отечественной правовой доктрины. Все процессы жизнедеятельности общества так или иначе влияют на выработку и воплощение правовой доктрины. К ним относятся как духовные и материальные условия жизни, так и природные условия существования общества. К общесоциальным факторам можно отнести следующие. Географическое место расположения (геополитический фактор) влияет на процесс функционирования правового устройства общества и, соответственно, на выработку правовой политики, правовой идеологии и правового мировоззрения. В геополитическом взгляде, изначально наделённом высоким идеологическим потенциалом, особое историческое значение придаётся народам, обладающим «особым чувством пространства» и, следовательно, стремящимся к динамическому изменению (расширению) собственных границ. Обширность территории требует колоссальных усилий по обеспечению безопасности, материальных и людских ресурсов, а для этого необходимы четкие, надёжные и сильные политико-правовые нормы и традиции, которые связаны с особой ролью морально-нравственного и духовного начала, с мощными и объективными идеологическими императивами в организации общественно-экономической жизнедеятельности народа. Условия внешней среды, сфера обитания, которые представляют собой природно-климатическую обстановку (изменения температуры, а также природные катаклизмы, вызывающие необходимость общественного приспособления в социальной и духовной жизнедеятельности), также оказывают влияние на процессы социальной жизни народа (природный фактор). Степень и характер интеллектуальноволевого развития определяет способы утверждения правовой доктрины и идеологии, возводя те или иные социально значимые идеи в ранг императивов (законов), непосредственно создавая нормы права посредством государственного механизма и власти (организационно-психологический фактор). Уровень духовно-нравственного и умственного развития, система идей, взглядов, установок и принципов, доминирующих в общественном сознании, предопределяющих специфику правовой ментальности народа, могут еже- моментно воссоздавать и воспроизводить самобытную цивилизацию. Идеологическая база правовой информации, правосознание общества, его качество также имеют значение для формирования отечественной правовой доктрины (идеологический фактор). В число факторов, влияющих на формирование российской правовой доктрины, входит демографический фактор (количественная и качественная населённость, рождаемость и смертность), затрагивающий социальные процессы и политику правовой системы, что вносит существенные коррективы и оговорки в выработку национальной правовой доктрины. Также на выработку правовой доктрины воздействие оказывает этнический (расово-антропологический) фактор, предполагающий духовно-биологические элементы формирования правового способа бытия народов, освоения пространства и выработку правового мировоззрения и идеологии [1]. Правовая антропология как идеологический элемент заметно расширяет и обогащает диапазон и арсенал приемов и методов научно-правового воздействия на общественное сознание и выработку правовой доктрины [5, 8].
- Необходимость разработки отечественной правовой доктрины со своими особенностями важна с точки зрения информационной безопасности общества, а также построения автономного и самостоятельного государства. С точки зрения политической и информационной безопасности требуется, чтобы отечественная правовая система имела, утверждала и реализовывала собственную объективно (научно) выверенную национальную правовую доктрину. Падение ранее господствующей государственной идеологии привело к необходимости пересмотра исторического и мировоззренческого знания политико-правовых феноменов. Однако этому пересмотру препятствуют следующие существенные моменты, которые неоднозначно воздействуют на выработку научной правовой доктрины: во-первых, обнаружен феномен «белых пятен» в истории, когда мы с удивлением узнаём, что большинство наших сведений по истории российского права и государства являются ложными и не соответствуют тому, что было; во-вторых, идеализация советского социалистического права (правовой системы социализма) сменилась прямо противоположной тенденцией идеализации дореволюционного имперского периода развития государства и права; в-третьих, обнаружилось отсутствие истинно научной методологии изучения отечественного права и государства; в-четвертых, продолжается противодействие модифицированных старых догм и концепций поиску новых идей и принципов; в-пятых, существует общественное убеждение, что отечественная правовая система и культура недоразвиты и слабы по сравнению с западными; в-шестых, навязывание чуждых правовых идей, взглядов и стереотипов поведения, как правило, западных, вредно отражается на правовой ментальности и нравственности народа; в-седьмых, забвение такой особенности правового феномена, как его национальный характер.
- На наш взгляд, важной чертой отечественной правовой традиции является её личностно-деятельностный аспект. История формирования национальной правовой традиции свидетельствует, что она во многом имела миссионерские черты, что было свойственно римской правовой традиции [3]. Движение к распространению национальной культуры и духовности всегда было присуще русскому народу. Отсюда, чтобы понять и сформировать отечественную правовую доктрину, необходимо учесть аспекты пассионарности и социальной активности, которые преобразовывают всю социальную жизнь, в том числе и её правовую составляющую. Безусловно, в этом плане правовая деятельность как специфическая социальная активность побуждает общество создавать новые ценности, культуру и образ мышления. В этой связи весьма важный вклад в разработку концепции правовой деятельности внесла Р.В. Шагиева, которая смогла выявить присущие ей самостоятельные черты и характеристики [14, 15].
Правовая деятельность как интеллектуальная и волевая осознанная активность как раз и направлена на выработку стратегических целей социального существования в масштабах общества и государства, а соответственно, требует формирования осмысленной правовой доктрины и понимания права. Это обстоятельство побуждает нас видеть определенную взаимосвязь правовой доктрины и правовой деятельности, которая её формирует и наполняет собственным интеллектуально-идеологическим смыслом.
- И, наконец, в связи с вышесказанным необходимо понять одно очень важное обстоятельство, касающееся преемственности правовой традиции: невозможно переделать и подстроиться под идеологию западного правового общества, изменить все принципы и идеи, на основе которых сформировались отечественная правовая система, традиция и ментальность народа. Если уж так сложилось, что отечественная правовая система возникла как самостоятельное политическое образование и автономна, то, сколько бы мы не отрицали этого, всё равно так и останется. И уж если мы хотим, чтобы российская правовая система была стабильна, эффективна и жизнеспособна, то всячески должны утверждать самостоятельный объективный путь её эволюции. В противном случае мы будем натыкаться на многочисленные проблемы и пожинать плоды неисчислимых бед и ошибок в правовом и общественном развитии.
В конечном итоге юридическая наука, в лоне которой вырабатываются основы правопонимания и методологии познания национальных правовых феноменов, должна поддерживать формирование общественного сознания и разработку отечественной правовой доктрины, соответствующей объективным законам реальности [12].
Статья опубликована в журнале Евразийcкая адвокатура № 2 (21) 2016